Опубликовано: 3500

Почему Костанай останется без автовокзала

Почему Костанай останется без автовокзала Фото - из открытых источников

И если в начале августа у владельца объекта еще теплилась надежда, что власть окажет хоть какую-то помощь, то 20 августа здание уже выставили на продажу. Получилось, что пандемия добила легальную сферу пассажироперевозок и расплодила нелегалов.

“Это крайняя мера”

Здание Костанайского автовокзала сдали в эксплуатацию в августе 1984 года. Оно строилось по всем требованиям современности, и в стране было вторым по размерам после Алматы. В свое время его проектировщик даже получил госпремию. Большой и светлый зал был рассчитан на 800 посадочных мест, а автобусы курсировали в любом направлении, не заезжая в город. В те времена вокзал входил в систему пассажирского автоуправления, в его составе было 14 автовокзалов и автостанций. И все работали в одной связке.

Никто и подумать не мог, что спустя 37 лет социальный объект выставят на продажу на популярном сайте объявлений. Теперь 5 тысяч квадратных метров здания и 4,5 гектара земли с гаражами и подстанцией продают “под любой вид деятельности” за 900 миллионов тенге.

Учредитель и владелец автовокзала Ботагоз БОПАТАЕВА рассказала, что продажа здания – крайняя мера, и до последнего она пыталась сохранить объект и его предназначение. Но пандемия окончательно убила сферу перевозок. Количество перевозчиков регулярных рейсов сократилось в десятки раз.

– Больше 10 лет назад в области было 75 перевозчиков, теперь осталось только 5, – отметила учредитель. – Для транспортных компаний перевозка пассажиров постепенно стала нерентабельной, поэтому они стали уходить из этого рынка. Их место заняли службы такси и нелегальные перевозчики. Это напрямую отразилось на содержании автовокзала. Рейсы сократились до минимума, а прибыли едва хватало для оплаты коммунальных услуг. Сегодня предприятие в больших долгах, в том числе – и за коммунальные услуги.

Ситуация понятна, если даже посмотреть только на цифры. Так, за 8 месяцев этого года услугами автовокзала воспользовались всего 28 тысяч пассажиров, в 2020 году – 122 тысячи, а в 2019 году – 558 тысяч человек. А в лучшие времена только за 1 год через автовокзал проходило более 1 миллиона человек. По словам Ботагоз Бопатаевой, продавать здание ей совсем не хочется, но содержать его она уже не может. Слишком дорого, если учитывать, что прибыли у предприятия нет.

Запреты подвели к банкротству

О том, что пандемия окончательно убьет сферу пассажирских перевозок, в начале прошлого года никто и подумать не мог. Но запрет сначала на зарубежные маршруты, потом на межобластные и внутриобластные сделал свое дело. Официальные перевозчики оказались не у дел, зато, несмотря на все запреты, активно работали нелегалы. Людям нужно было добираться в областной центр, другие города и села. И закон рынка сработал: спрос родил предложение. Правда, цена у перевозчиков была выше, зато забирали и доставляли до подъезда.

Получилось так, что санврачи запретили работу перевозчиков, а никаких поддерживающих мер перевозчикам государство не предложило. В итоге с прошлого года, несмотря на то, что был наложен запрет на внутриобластные пассажирские перевозки, автовокзал не вошел ни в один список неработающих предприятий, что лишило его возможности претендовать на субсидии и другие льготы.

– Мы обращались к акиму города, в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, руководству КТЭК, чтобы нам заморозили хотя бы долги по отоплению, не начисляли пеню, – пояснила учредитель Костанайского автовокзала. – А нам отвечали, что нас нет в списке предприятий, которые подпадают под это. Результат – вот уже год нам начисляют пеню на наши долги. На зарплату я уже несколько раз брала кредит, но это не может продолжаться бесконечно.

В начале августа Бопатаева в очередной раз обратилась за помощью к руководству управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог в надежде на помощь. Но от руководителя Олжаса Нургалиева пришел ответ, в котором предпринимательнице лишь расписали алгоритм действий по закрытию автовокзала.

Ситуацию называют критической еще и потому, что на сегодняшний день в 16 районных центрах региона закрыты все автостанции и кассовые пункты, на грани закрытия вокзалы в Рудном и Лисаковске.

К такой плачевой ситуации эту отрасль привели несколько факторов: рост нелегальных перевозчиков и невозможность отрегулировать эту сферу государством, а также сами чиновники, которые, по их словам, ничего не могли сделать или не хотели.

По словам Бопатаевой, сегодня картина плачевная – штат сотрудников предприятия сократили более чем в 5 раз. Если раньше на автовокзале работали 126 человек, то сегодня – 20. Несмотря на то, что предприятие является социально значимым, ведь на автобусах ездили те, кто имеет невысокий доход, со стороны властей никакого внимания не уделялось. В том же Петропавловске – иная ситуация, руководство области сделало всё, чтобы вокзал остался.

“Законодательством не предусмотрено”

После обращения с письмом к акиму региона и в областные издания ситуацию вокруг Костанайского автовокзала прокомментировал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Олжас НУРГАЛИЕВ.

В официальном ответе значилось, что в конце июля 2021 года от ТОО “Костанайский автовокзал” получено письмо о прекращении с 1 сентября 2021 года своей деятельности из-за тяжелого финансового положения. Однако до сегодняшнего дня от предприятия в адрес управления соответствующее уведомление о прекращении деятельности автовокзала по утвержденной форме не поступало.

– На сегодняшний день оказать материальную помощь за счет бюджетных средств предприятию не представляется возможным, – пояснил Нургалиев. – Так как ТОО “Костанайский автовокзал” является субъектом частного предпринимательства, выделение финансовых средств на оказание материальной помощи для погашения долгов за коммунальные и другие услуги бюджетным законодательством не предусмотрено. Кроме того, нет разработанных и утвержденных правил субсидирования деятельности именно автовокзалов и автостанций.

Что касается задолженности за потребленную тепловую энергию перед ГКП “КТЭК”, то, согласно официальному ответу ГКП, в 2020 году в период режима ЧП пеня на накопившуюся задолженность автовокзалу не начислялась. Также в сентябре 2020 года с предприятием был согласован график погашения накопившейся задолженности. В январе 2021 года, согласно гарантийному письму ТОО “Костанайский автовокзал”, был согласован новый график погашения задолженности за потребленную тепловую энергию, полученную в 2020 году, которая не была погашена в установленные сроки.

– На наше письмо на имя Олжаса Нургалиева мы получили, по сути, рекомендации, как закрыть автовокзал, – добавила владелец объекта. – Но мы уже закрыли несколько автовокзалов в области и знаем, как это сделать. Мы хотим сохранить хотя бы Костанайский автовокзал. Без материальной поддержки со стороны государства работа будет полностью остановлена. Скорее всего, с приходом холодов. А если найдется покупатель на объект, то вряд ли он захочет сохранять предназначение здания. Работать в убыток никому же не хочется.

Понятно, что хозяева вокзала и все перевозчики являются частниками, но в то же время государство обязывает их возить детей, инвалидов, пенсионеров по льготной цене. И, наверное, со своей стороны оно и должно эту разницу давать предпринимателям?

А на деле – картина совсем иная. Только 2 года назад в Костанае в бюджете предусмотрели деньги на выплату субсидий на пассажирские перевозки для льготников, а в Лисаковске, Рудном таких дотаций нет. Не было их и на перевозки внутри области. Все расходы брали на себя перевозчики, которым в итоге в период пандемии и запретов на работу пришлось закрыть движение по многим направлениям.

“Сами виноваты”

Жители региона по-разному отреагировали на новость о закрытии автовокзала. Одни обвиняли владельцев в том, что те не смогли договориться с частниками, другие сетовали на то, как же и на чем теперь им добираться до нужного населенного пункта. А третьи и вовсе писали, что через мобильные приложения можно уехать с комфортом куда угодно, еще и заберут из дома, поэтому и переживать не стоит.

“Такое ощущение, что пришли 90-е, разваливают нормальный автовокзал, с которого отправлялись большие автобусы по нормальной стоимости, – написал shtoryulqostanay108. – Этим стимулируют маршрутки по атомной цене. Это просто невероятно!”.

“А зачем брали это здание? – отметил damiryusupovkst. – Зачем закрыли все въезды частникам? Надо было правильно подходить к этому бизнесу – не только здание брать, но и автобусы покупать, вот тогда бы всё получилось”.

“Тут такая ситуация с автовокзалом: как только не будет международных автобусов, так таксисты и "Индрайвер" сразу же цену поднимут, – прокомментировала zhibeksabanova. – Уже сейчас с автовокзала до Боровского можно было доехать за 900 тенге, а таксисты просят 1 500– 1 600. Автовокзал необходим всем нам. Правда, это никак не отменяет неадекватность его владельцев”.

Спорить на эту тему можно много и долго, но факт остается фактом: сфера перевозки пассажиров требует перемен и внимания государства. Слишком уж много проблем в ней накопилось.

Костанай

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи