Опубликовано: 4800

Почему каждый четвертый ребенок в Казахстане имеет проблемы с речью

Почему каждый четвертый ребенок в Казахстане имеет проблемы с речью Фото - Нэля САДЫКОВА

Врачи и психологи видят в этом сразу несколько причин. И дело не только в физическом здоровье детей, порой развитию ребенка вредят сами родители. Как избежать ошибок? Что делать, если вы уже столкнулись с проблемой? Обо всем этом мы поговорили с психологом-логопедом Еленой Станкиной.

– С чем связано, что проблемы с развитием речи детей становятся все более актуальными?

– Причин несколько. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению речи могут приводить: болезни матери во время беременности, кислородное голодание плода в утробе матери, тяжелые роды (преждевременные, длительные или же стремительные роды; долгий безводный период), травмы ребенка при родах. Это может быть результат тяжело протекающих детских болезней, особенно в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы, понижение слуха различной степени, патологии ротовой полости. Огромную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если кто-то из родителей страдает косноязычием, то вполне возможно, что и ребенок может иметь проблемы с речью. Часто задержка речевого развития может быть связана с задержкой психического развития. Очень важно вовремя определить проблемы с речью и провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Семья – первый социум для ребенка

– Сегодня все больше детишек-молчунов, которые поздно начинают говорить, почему и как это исправить?

– Да, есть такая тенденция. В норме в первый год жизни в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, которые состоят из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя и т. д. К двум годам в речи ребенка появляются простые предложения, состоящие из двух слов, а активный словарь вырастает до 50–100 слов. В 2,5 года он начинает строить развернутые предложения из 3–4 слов. К четырем годам словарный запас возрастает до 1 000–1 500 слов.

Специалисты допускают отклонения от нормы в сроках речевого развития на 2–3 месяца у девочек, и на 4–5 месяцев – у мальчиков. Определить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, могут только специалисты (невропатолог, психиатр, логопед, детский психолог).

Причины молчания у детей могут быть разными: это может быть проблема психологическая (недостаток внимания взрослых или же, наоборот, гиперопека, отсутствие потребности в разговоре), в этом случае родители должны уделять больше внимания и вносить эмоциональный аспект в отношениях со своим ребенком.

Если проблема неврологического характера и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, то лечение назначает врач-невропатолог. Общая коррекция может заключать в себе: лекарственную терапию, педагогическую коррекцию, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, упражнения для мелкой моторики. Полезно для ребенка посещение детского сада, где он может общаться с детьми-ровесниками или более старшего возраста; занятия спортом и физкультурой. При своевременном выявлении (в идеале в 2–3 года) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и специалистов заканчивается успешно.

– Ребенок начинает говорить. И тут может появиться проблема картавости. Специалисты говорят, что современные дети не выговаривают все больше звуков…

– Не у всех детей процесс освоения речи проходит гладко. У некоторых из них возникают проблемы с произношением слов и звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Причины ее появления различны: особенности строения языка, десен, зубов; педагогическая запущенность – она проявляется в том, что родители не поправляют дефекты речи своих детей, а иногда даже, наоборот, закрепляют, повторяя за ребенком неправильное произношение тех или иных слов; двуязычие в семье, когда ребенок непроизвольно наслаивает один язык на другой; подражание тому, кто говорит неправильно; выбор неправильной артикуляции; недоразвитие фонематического слуха. Исходя из причин возникновения дефекта, логопед назначит комплекс логопедических упражнений, которые помогут поставить правильное произношение звуков.

Опираясь на исследования ученых, можно сделать вывод, что, позволяя своему ребенку без ограничения сидеть перед экранами компьютеров и телевизоров, родители провоцируют у него задержку речевого развития. В момент просмотра телепередач он молча наблюдает за происходящим на экране и при этом не имеет возможности развивать навыки речи, учиться формулировать свои мысли, расширять словарный запас.

Желательно, чтобы родители, несмотря на свою занятость, находили время для своих детей: читали им книги, как можно больше проводили с ними время в общении. Семья – первый социум для ребенка, который может дать очень много для того, чтобы ребенку было комфортно в расширенном социуме.

Болтун – находка для шпиона

– Мы с вами говорили о молчунах, кстати, картавость может как раз таки заставить ребенка замолчать и замкнуться в себе. А как быть с детьми-болтунами? Это тоже патология? Стоит ли ребенку постоянно говорить: “Замолчи”?

– Есть такие дети, которые много говорят, выдумывают без умолку, что порой крайне утомляет родителей и посторонних людей. Причины детской болтливости могут быть разными. Любознательность, копирование взрослых, попытка привлечь к себе внимание. Задумайтесь, может быть, ребенку стоит больше уделять время! И вообще, надо учиться выслушивать и слышать. А еще задайте вопрос себе – вас это раздражает? Почему? Возможно, что помощь нужна вовсе не ребенку, а родителю, который почему-то по каким-то конкретным причинам недоволен назойливостью, как ему кажется, малыша.

То, что ребенок в определенном возрасте задает много вопросов, – нормально, это возраст “почемучки”, когда малыш приобретает знания об окружающем мире. Где ему еще черпать информацию, если не от родителей?

Говорить ребенку “замолчи” не стоит, этим вызовете у него чувство страха, и он при этом не сможет осознать несовершенство своей речи. Попробуйте останавливать поток речи просьбой изъясняться медленнее, в более краткой форме, понятнее выражать свои мысли.

– Косноязычие – это тоже проблема?

– Косноязычие – это расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении слов и звуков (нарушение дикции), в неумении красиво говорить, четко доносить до собеседника смысл своих высказываний.

Косноязычность может быть вызвана физиологическими причинами (отсутствие зубов, неправильный прикус, форма нёба). А также причиной могут быть скудный словарный запас, невежество. Дети сейчас увлечены Интернетом, и очень страдает коммуникация. Они меньше читают, с трудом излагают свои мысли. У многих детей наблюдается педагогическая запущенность.

Косноязычность может иметь и психологические причины: человек может говорить нечленораздельно, не договаривать свою мысль до конца из-за неуверенности в себе, страха оценки.

– В определенном возрасте некоторые дети начинают активно использовать ругательную лексику, почему так происходит и что делать?

– Есть несколько периодов, когда ребенок может начать использовать ненормативную лексику. В самом детском возрасте, когда сами родители шутки ради учат говорить малыша ругательные слова, что, как им кажется, веселит всех вокруг. Ребенок же вообще не понимает, он лишь радуется, что родители смеются. Второй период, когда ребенок – школьник. Тогда за счет этой ругательной лексики он пытается самоутвердиться, считая, что тот, кто ругается матом, “крутой”, его уважают, боятся.

Ребенок чаще всего общается на том языке, на котором общаются у него дома. И если взрослые члены семьи сами употребляют бранные слова в своей речи, а потом держат суровый спрос с ребенка, то это как-то даже несправедливо. Начните исправлять ситуацию с себя!

Если ваш малыш начал ругаться матом, то в процессе отучения не акцентируйте внимание ребенка на матерных выражениях, этим вы вызовете у него любопытство. Со временем ребенку станет неинтересно их произносить!

Если ваш ребенок-школьник стал произносить бранные слова, то тут следует поговорить с ним и постараться донести до него, что делать это неприлично. Если не помогает, то можно внести в семейные правила новые пунк­ты. Например, тот, кто не может себя контролировать, лишается возможности совершать походы в магазины, ходить в гости, в кинотеатры и т. д.

Самый распространенный детский невроз

– Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители, это заикание. Почему дети начинают испытывать эти сложности, есть самые разные версии. Главный вопрос: что же делать?

– Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Причиной могут быть:

– Физиологические нарушения: поражение нервной системы, послеродовая травма, наследственная предрасположенность, травма головного мозга, изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (инфекционные заболевания, рахит).

Психологические причины: стрессовые ситуации, утрата близких, детские страхи, сильный испуг.

Социальные причины: чрезмерная строгость родителей, подражание заикающемуся члену семьи, изучение нескольких иностранных языков, что вызывает речевую перегрузку; переезд, перевод в другой детский сад (школу); скандалы в доме; переутомление ребенка.

Что делать? Сначала необходимо создать для ребенка речевую паузу, то есть сделать так, чтобы ребенок меньше неправильно говорил. Пусть он рисует, собирает конструктор, меньше смотрит телевизор, при этом меньше говорит. На этот период важно, чтобы его поддержала вся семья, говоря с ним спокойно, не торопясь, лишний раз не побуждая его к разговору. Соблюдайте режим дня, что поможет уменьшить тревогу. Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом. Не фиксируйте внимание на его недостатке, следите за тем, чтобы его не дразнили. Ребенку полезны занятия музыкой и пением – это способствует развитию правильного речевого дыхания, темпа и ритма речи. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.

– Раньше люди, столкнувшись с проблемой заикания у детей, бегали по бабкам, ворожили что-то. Сегодня родители предпочитают ходить к специалистам. Поменялось мышление?

– Стали более грамотными. Они стремятся попасть к специалистам, которые могут оказать действенную помощь. При заикании нужен совместный труд специалистов и самой семьи. Люди созрели для получения квалифицированной помощи. Хотя бегство по ворожеям еще наблюдается, но они все равно все возвращаются к нам.

– Дети поддаются лечению заикания легче, чем взрослые?

– Взрослые люди заикаются гораздо реже детей, но все-таки подобные дефекты наблюдаются и у них. Дети поддаются лечению заикания легче, и процесс восстановления речи у них идет намного быстрее, чем у взрослых. Преодоление заикания у взрослого человека во многом зависит от установки на достижение желанной цели, то есть мотивации.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи