Опубликовано: 1400

Почему казахстанские бизнесмены отказываются сотрудничать с отечественными учеными

Почему казахстанские бизнесмены отказываются сотрудничать с отечественными учеными Фото - Тахир САСЫКОВ

Более половины крупных бизнесменов категорически отказываются сотрудничать с казахстанскими учеными. Таковы итоги ежегодного опроса международной консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. Как уверяют бизнесмены, научные изыскания им нужны, но только те, которые можно применить “здесь и сейчас”. А ученые со своей стороны обвиняют бизнесменов в недалекости. Впрочем, и те и другие государством теперь поставлены в такое положение,

что придется договариваться.

Будьте проще

Компания PricewaterhouseCoopers (PWC) проводит свое исследование настроений казахстанского бизнеса уже 14 лет, и некоторые результаты опроса стали уже традиционными. Так, из года в год крупные казахстанские предприниматели среди факторов, которые их тревожат больше всего, называют коррупцию и волатильность цен на энергоресурсы. Столь же традиционны ответы на вопрос: “С кем бы вы хотели сотрудничать?”. В списке лидеров и по существующим альянсам, и по рассматриваемым – правительство, в аутсайдерах – научное сообщество и стартапы.

– Ученые у нас как будто живут в параллельной вселенной. Вот, например, недавно только был на одном совещании аграрных ученых, так там один академик заявил, что Казахстану нужна новая порода КРС. Какая новая порода, когда у нас существующую казахскую белоголовую до ума не довели? Племенное поголовье – 50 тысяч. Это мизер! Нам не нужны новые породы, нам нужен расписанный адаптированный рацион кормления импортного высокопродуктивного скота, – объясняет нежелание бизнеса связываться с казахстанскими учеными генеральный директор ТОО “SC Food” и председатель правления ОО “Мясной союз Казахстана” Максут БАКТИБАЕВ.

Но при этом бизнесмен признает, что без ученых развивать мясное животноводство достаточно сложно. Завезенный из-за рубежа скот в наших реалиях не дает ожидаемых привесов и приплода.

– Я сейчас плотно работаю с сотрудниками НИИ имени Бараева, с аграрным университетом. Я им говорю, что именно мне сейчас нужно, и они с удовольствием берутся за работу, потому что я плачу живые деньги, – рассказывает о партнерстве с научным сообществом Бактибаев.

Ты скажи, что те надо…

Финансирует науку и государство. В этом году из бюджета на изыскания было выделено 43 миллиарда тенге, из которых почти 8 миллиардов ушли аграрникам. Со стороны кажется, что суммы ученым даются немалые, но, как уверяют сами представители научного сообщества, на фундаментальные исследования денег все равно не хватает.

– Каждый год финансирование поступает с задержками, причем деньги еще не успевают упасть на счет НИИ, а с ученых уже требуют отчета о проделанной работе. Вот и получается, что им приходится заниматься не научной деятельностью, а банальной писаниной, – сетует председатель отраслевого профсоюза работников науки, инновационных и образовательных предприятий Марат МОЛДАБЕКОВ.

Более того, как уверен Молдабеков, способствуют разладу между отечественными бизнесменами и учеными чиновники.

– Чиновник, который одобряет завоз разработок из-за рубежа, может рассчитывать на определенные дивиденды со стороны бизнеса, а что взять с ученого? Вот и получается, что на словах все неплохо, идут разговоры о том, что надо развивать отечественную науку, но когда доходит до распределения денег, принимается решение о закупе импортных технологий, – сетует глава отраслевого профсоюза.

Нередко случается и так, что государство требует от ученых разработок, к которым бизнес пока не готов. Яркий тому пример – альтернативные источники энергии.

Ученые создают все новые и новые ветровые электростанции, а вот предприятий, у которых хватило бы ресурсов и желания эти разработки у себя внедрить, – по всему Казахстану единицы. Готовые проекты складываются в стол “до востребования”.

Прекрасен ваш союз?

Но с недавних пор государство твердо вознамерилось поженить науку и бизнес. Весной президент АО “Фонд науки” при МОН РК Амандык ТУЛЕШОВ заявил, что к финансированию науки должен подключаться частный сектор экономики. Чиновник привел такие цифры: в Японии и Германии на частный сектор приходится 70 процентов всех инвестиций в науку, в Финляндии, Швеции – 65 процентов, в США – 64, в Казахстане – около 20 процентов.

Мирить бизнесменов и ученых решено через отраслевые союзы.

– У нас в стране всегда государство финансировало ученых напрямую. Сейчас эту структуру наконец-то удалось изменить, во всяком случае, в сельском хозяйстве. Теперь деньги на научные разработки в сфере АПК будут поступать только после согласования с НПП “Атамекен” и отраслевыми бизнес-ассоциациями. Автоматически ученые стали интересоваться у нас, каких разработок мы от них ждем, – рассказывает о последних новшествах Максут Бактибаев.

Смогут ли принятые меры по-настоящему повысить доверие казахстанского бизнеса к казахстанской же науке – покажет время. Но, даже глядя на тот список стран с тесной интеграцией науки и бизнеса, становится понятно: такой альянс на руку экономике страны.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи