... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Почему Даниал Ахметов разлюбил футбол

06.04.2017

Профессионального футбола в Восточном Казахстане больше нет. Это тем более удивительно, что регионом сейчас руководит Даниал Ахметов, которого всегда считали “футбольным” акимом. При нем этот вид спорта успешно развивался в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, а вот на востоке вдруг попал в немилость.

Зарождение

Чтобы лучше понять значение футбола для региона, следует вспомнить историю. Специалисты по архивам выяснили, что в начале прошлого века именно в Семипалатинск побывавшие в Англии купцы завезли игру в мяч ногами, которая впоследствии распространилась на всю республику. Там же появились и первые футбольные команды, часто с “пионерскими” названиями: “Ярыш”, “Олимп”, “Ласточка”, “Орлята” и ССК.

Из чемпионов в аутсайдеры

На всесоюзную площадку регион вышел в середине 1960-х, когда с интервалом в один год в Усть-Каменогорске была создана команда мастеров “Восток”, а в Семипалатинске – “Цементник”. Оба коллектива звезд с советского футбольного небосклона не хватали, отсидевшись во второй союзной лиге.

В 1994 году в семипалатинский футбол пришли деньги молодого бизнесмена Нурлана Уранхаева, который сегодня является гендиректором АО “КазНИИСА”, а в то время возглавлял промышленно-финансовую корпорацию “Зергер”.

Получив новое имя – “Елимай”, клуб из Семипалатинска за пять лет выиграл три чемпионата страны. “Восток” в те же годы трижды играл в финале Кубка, один раз завоевав почетный трофей.

Однако позже стабильность стала редким явлением. Вот и финансовый ручеек в восточноказахстанский футбол постепенно иссяк. Вылет “Семея” (так стал именоваться “Елимай”) из высшего дивизиона в 2004 году можно считать началом конца местного футбола. Семейский клуб почти на десять лет выпал из поля зрения казахстанских болельщиков, а “Восток” окончательно превратился в аутсайдера, барражируя между премьер- и первой лигами.

Юбилейный обмен

В 2013 году в стране отмечали столетие отечественного футбола. Надо ли говорить, с каким пиететом у нас относятся ко всякого рода юбилеям. В такой сезон “Спартак” (клуб снова переименовали) обязан был сделать себе подарок. И он его сделал. Семейчане заняли в первой лиге второе место и, обыграв в дополнительном матче… “Восток”, сменили его в премьер-лиге. Две команды в элите область все равно бы не потянула. Впрочем, уже через год и “Спартак” покинул премьер-лигу.

Вот такой безрадостной выглядела картина с футболом в Восточно-Казахстанской области, когда в ноябре 2014 года регион возглавил Даниал Ахметов. Его приход местные болельщики встретили с оптимизмом. При Даниале Кенжетаевиче павлодарский “Иртыш” доминировал в отечественном футболе, а в Петропавловске появился “Аксесс-Есиль”, в первом же своем сезоне ставший вице-чемпионом страны.

Скандальное дитя

Осмотревшись на новом месте, Ахметов предложил из двух слабых клубов собрать один сильный. Коллектив нарекли “Алтаем” и прописали в Семее. Тогда возмутились болельщики Усть-Каменогорска. Они писали письма новому акиму с просьбой не лишать город большого футбола, негодовали по поводу закрытия Футбольного центра при ФК “Восток”, в котором занималось более 320 детей. Фанаты обоих клубов с полувековой историей договорились между собой бойкотировать матчи новой команды.

Вот при таких скандальных обстоятельствах появился на свет футбольный клуб “Алтай”, которому суждено было просуществовать чуть больше года. Да и эта короткая жизнь была полна приключений.

Весь 2016 год выступавший в первой лиге “Алтай” доказывал, что не является преемником “Востока” (хотя ранее глава управления физической культуры и спорта ВКО Елдос Чикенов уверял в обратном), а значит, не имеет никакого отношения к его долгам перед сотрудниками, из-за которых клуб наказали лишением девяти очков. Иск рассматривал сам Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне. Он принял сторону “Алтая”. Обыграв в переходном матче “Тараз”, клуб из Семея завоевал место в премьер-лиге. Правда, там он так и не появился.

“Алтай” не допустили к чемпионату в премьер-лиге за несоответствие требованиям регламента – отсутствие футбольного центра и молодежной команды второй лиги. Кроме того, руководство “Алтая” в свое время не обратило внимание на пункт в регламенте, согласно которому в премьер-лиге может играть клуб с как минимум трехлетним стажем. “Алтаю” же шел только второй год. В клубе слегка повозмущались, но ничего предпринимать не стали – за спиной не оказалось сильной политической фигуры.

Желтая карточка от акима

Свое отношение к “Алтаю” Даниал Ахметов выразил на отчетной встрече с общественностью. Когда болельщики попросили акима заступиться за клуб, тот их осадил. “В прошлом году мы обеспечили команде хорошее финансирование, пригласили высокоэффективного тренера, но когда начали разбираться с финансами, получилась странная картина, – заявил Ахметов. – Мы не знаем, куда делись государственные деньги, нам непонятна структура оплаты. Одним словом, государственными ресурсами воспользовались как попало. У нас есть к этому серьезные претензии. Уважаемые болельщики, разберитесь сами со своим футбольным клубом и с его руководителем. Если начну это делать я, то все может завершиться совсем по-иному”.

Грустный финал

Угрозы акима так и остались словами, но судьба “Алтая” была предрешена. В преддверии Наурыза официальный сайт клуба сообщил об успешном прохождении им сертификации и допуска в первую лигу. Однако четвертого апреля Профессиональная футбольная лига (ПФЛК) объявила, что ФК “Алтай” так и не заявился на чемпионат. Команды как таковой больше не существовало, поскольку ни с футболистами, ни с тренерами трудовые договоры не были подписаны.

А днем ранее, третьего апреля, в ПФЛК поступили документы от другого “Алтая” – КГКП “Спортивный клуб “Алтай”. Его включили в список участников второй лиги. При этом ПФЛК уточнила, что к ТОО “Футбольный клуб “Алтай” новая организация не имеет никакого отношения. Впрочем, восточноказахстанских болельщиков, оставшихся без большого футбола, все эти юридические тонкости интересует меньше всего. Они знают одно – в этом году ходить на стадион им незачем.