Опубликовано: 5400

Пленники тыла

Пленники тыла

Об этом не принято говорить, но многие промышленные объекты и жилые дома в Казахстане были возведены военнопленными. Эти здания есть в Астане и Балхаше, Алматы и Караганде… Да что там объекты – целый город Жезказган построен руками пленных солдат.

Многие знают о ГУЛАГе и системе его лагерей. Но мало кто осведомлен, что параллельно этой чудовищной структуре существовала не менее мощная и не менее ужасная мясорубка человеческих судеб – ГУПВИ – Главное управление по делам военнопленных и интернированных. За годы войны через нее прошли сотни тысяч иностранных солдат.

Часть лагерей для военнопленных создавалась на территории нашей республики.

Казахстанские историки только недавно приступили к фундаментальному изучению материалов ГУПВИ, которые сейчас стали доступны в российских архивах.

По словам доктора исторических наук Аскара Алтаева, за последние год-два удалось сделать многое, но львиная доля работы еще впереди:

– Мы определили точное расположение лагерей, где содержались военнопленные. Выяснили условия труда, быта военнопленных. Уже точно составлен список людей, погибших в лагерях Казахстана. Ведь в лагерях ГУПВИ, как выяснилось, помимо солдат вермахта содержалось очень много представителей самых разных национальностей и стран, формально даже не воевавших с СССР. В лагерях ГУПВИ помимо немцев были финны, поляки, австрийцы, шведы, словаки, украинцы, литовцы, итальянцы, чехи, молдаване, евреи и корейцы... Откуда евреи и корейцы? Первые, возможно, были польскими евреями. Корейцы воевали в составе японской армии.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В… ОТДЕЛЬНОМ БАРАКЕ

Примечательно, что военнопленные очень четко понимали политическую подоплеку всех событий и совершенно точно знали свои права.

Исследователь этой темы кандидат исторических наук Бауржан Жангуттин показывает письмо военнопленных Сталину, обнаруженное в одном из архивов:

"… а 16 октября этого года нас отправили на принудительные работы на постройку Западно-Украинской дороги. Работа продолжалась до 15 декабря, после этого военнопленные должны быть отпущены по домам… Все наши местности находятся под властью СССР и считаемся мы подданными СССР. Просим вождя пролетариата скорее отпустить нас к семьям и этим самым дать возможность отблагодарить за освобождение нас. Отпуская нас домой, вы приобретаете в нас и наших семьях искренних сторонников".

Всего 28 подписей. Как отреагировал Сталин на это письмо, история пока умалчивает…

– А из Казахстана такие письма были?

– Писали отовсюду. Попав в плен, военнопленные не теряли своего особого менталитета. Если, скажем, такие понятия, как права человека, в Советском Союзе были пустым звуком, то пленные представляли их себе по-другому. Можете ли вы себе представить, чтобы в Советском Союзе военнопленные – считай, заключенные – бастовали? В архивах встречается факт, что "в Криворожском лагере продолжаются массовые отказы военнопленных от работы. Из 6927 военнопленных отказываются от работы до 2000 человек. Кроме того, не выходят на работу из-за отсутствия обуви и спецодежды 1000 человек. На шахте имени Карла Либкнехта содержатся 372 человека, абсолютное большинство военнопленных не выходит на работу. Они требовали соблюдения своих прав, нормальных условий труда".

В 1943 году в Советском Союзе было 181 148 военнопленных, в 1944-м – 704 853, в 1945-м – 2 179 749 человек…

Известно, что одним из первых на территории Казахстана был подготовлен для приема военнопленных печально знаменитый Карлаг, рассчитанный на 5000 человек. Это случилось еще в 1939 году, сразу после начала войны с Финляндией.

К январю 1940 года в системе УПВ (позже переименованное в ГУПВИ) было уже 14 лагерей по всему Союзу.

И действовали они даже после окончания войны – последние военнопленные отбыли на родину в 1957 году.

И НА РУДНИКАХ, И НА ХЛОПКЕ…

В южной столице военнопленными были построены, например, знаменитый промышленный гигант, завод имени Кирова, Академия наук, трамвайное управление, что на улице Байтурсынова, здание КНБ на пересечении улиц Наурызбай батыра и Кабанбай батыра. В Караганде до сих пор стоит концертный зал, отстроенный японскими военнопленными, кстати, позже его отреставрировала японская фирма. В послевоенной Алма-Ате, Балхаше и Целинограде руками военнопленных возводились двухэтажные дома. Да что там, целый город Жезказган появился на карте Казахстана благодаря труду пленных солдат.

А вот данные статистики: доля военнопленных в общей численности рабочих и служащих СССР составляла 6,3 процента! В Казахстане – 4,6 процента.

Труд военнопленных использовался достаточно широко. Впрочем, по мнению многих исследователей, до конца 1941 года пленных солдат почти не использовали на объектах народного хозяйства. Ситуация изменилась в 1942 году. Немецкие военнопленные из Спасозаводского лагеря №99 использовались в системе "Карагандауголь", а в Актюбинске – на Кимперсайских никелевых рудниках НКВД.

10 февраля 1943 года в Алма-Ату в НКВД приходит телеграмма, после которой в Казахстане начинается масштабное развертывание лагерей.

В ней, в частности, говорилось о том, что в ближайшее время в Казахстан будет направлено 20 тысяч военнопленных для "последующего использования на хлопковых полях".

Через неделю в Москву отправляется телеграмма №487, под грифом "совершенно секретно":

"Военнопленных можем разместить в следующих местах: Южно-Казахстанская область – совхоз Пахта-Арал – 5000 человек, Кировский район. Строительство Голодной степи – 2500 человек; Джамбулская область. Разработки саксаула. Станция Чу – 2500 человек. Восточно-Казахстанская область – строительство Иртыш ГЭС – 4000 человек".

По словам Бауржана Жангуттина, реально принять военнопленных в 1943 году смог только Пахта-Арал, где разместился лагерь №29. Туда привезли 20 тысяч человек. Еще пять тысяч принял Спасозаводской лагерь в Караганде.

ЛАГЕРЬ №29

В архивах удалось точно выяснить, где находились лагеря. Например, в самой Алма-Ате располагался лагерь №40 с восемью отделениями. Его штаб-квартира располагалась по улице Ташкентской, 119, в двух километрах от станции Алма-Ата II. Сейчас, кстати, мы дома с таким адресом не обнаружили.

Другие отделения располагались в окрестностях вокзала Алматы II, по улицам Уйгурская, Красногвардейская, на станции Алма-Ата I.

Военнопленные работали на кирпичном заводе, на заводе №175, в тресте “Алма-Атастрой”, на вагоноремонтном заводе и заводе имени 20 лет Октября.

Но больше всего архивы сохранили сведений о лагере №29, в Пахта-Арале. По документам он был создан в марте 1943 года приказом НКВД СССР №00398. Дислоцировался он в Южном Казахстане, в 90 километрах от Ташкента и 14 километрах от Сыр-Дарьинской Ташкентской железной дороги (указание близости железной дороги проходит во всех документах, видимо, для удобства подвоза военнопленных).

Здесь было шесть лагерных отделений, они располагались вдоль оросительного канала.

В архивах нет сведений о том, когда именно сюда прибыли первые военнопленные – в основном те, кто попал в плен под Сталинградом.

В лагерь они прибыли истощенными, завшивленными, почти все болели сыпным тифом. Сразу же по прибытии от дистрофии и тифа умерло 1632 человека.

Согласно данным немецких историков, из 3000 военнопленных, перевозившихся в Пахта-Арал в 1943 году, в пути умер каждый третий. После выгрузки пленных тиф быстро распространился и среди населения.

В лагерь доставили продукты питания и медикаменты, однако это никак не помогло улучшить ситуацию. Начальнику лагеря это стоило места. А может, и не только…

ДЛЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ – ЧЕРЕПАХИ И ЛЯГУШКИ

Архивные документы хранят порой удивительные сведения! Например, сообщалось, что для того, чтобы разнообразить питание пленных, употреблялись щавель и грибы. На 20 гектарах подсобного хозяйства выращивались арбузы и дыни. Учитывая просьбы итальянцев, заготавливались черепахи и лягушки! И приводятся точные цифры: заготовлено 10,6 тонны черепах и около тонны лягушек.

Кстати, в дальнейшем смертность удалось намного сократить: 1943 год – 1862 человека, 1944-й – 86 человек, 1945 год – 53 человека, 1946-й – 38 человек, 1947-й – 16 человек. За все время существования лагеря в нем умерло 2055 человек, из которых 1998 немцев и 57 японцев.

СВИДЕТЕЛИ, ОТЗОВИТЕСЬ!

Сегодня казахстанские историки смогли наконец составить почти полные списки всех пленных солдат, кто умер в этих лагерях. Судьбу живых проследить сложнее.

После того как наши историки начали заниматься этой темой, к ним стали обращаться представители многих посольств – Германии, Японии, Румынии и Италии – с просьбой найти фамилии тех или иных людей, до сих пор дети и внуки солдат той далекой войны ищут их следы.

Возможно, еще живы те, кто были свидетелями тех дней и могли бы пролить свет на эту еще не до конца изведанную страницу истории. Мы просим их откликнуться.

По мнению Бауржана Жангуттина, мы обязаны помогать в поиске бывших военнопленных. Ведь и наши солдаты до сих пор лежат в неизвестных могилах на чужой земле. Их следы нам тоже предстоит отыскать.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи