Опубликовано: 3100

Плата за хорошую жизнь

Плата за хорошую жизнь

Жители Тайынши расплачиваются за блага цивилизации собственным здоровьем.

Жизнь после инноваций

Североказахстанский город Тайынша с недавних пор стал известен даже тем, кто о самом Северном Казахстане не имеет и малейшего представления.

После того как здесь заработал первый на просторах СНГ завод по производству биоэтанола “Биохим”, жизнь горожан забурлила по-новому.

Правда, в бочке меда без изрядной ложки дегтя не обошлось.

Еще несколько лет тому назад вывеска у въезда в Тайыншу с надписью “город” вызывала грустную иронию. Гостю открывалась обычная для североказахстанских сел картина: люди пьют мутную колодезную воду, маются от безработицы, сплошь и рядом заброшенные многоэтажки да частные домишки зияют пустыми глазницами.

Все начало меняться на глазах, когда на окраине города развернулась грандиозная стройка. Она стала визитной карточкой области. И по сей день редкий визит в область важных гостей обходится без посещения “Биохима”.

Первое, что североказахстанская стройка века дала Тайынше – чистая питьевая вода. Благодаря строительству завода водовод в город протянули гораздо раньше, чем было запланировано.

А потом жизнь забурлила. На приезд тысяч строителей со всего мира тайыншинцы расторопно отреагировали рыночным подходом. Для понаехавших покупателей моментально открылись многочисленные магазины и кафе. В городе появились приличные гостиницы – невиданная диковинка для районных центров Северного Казахстана.

Постепенно стали оживать и брошенные многоэтажки. Жилье сразу подорожало, теперь однокомнатная квартира в Тайынше стоит около 14 тысяч долларов – это всего в два раза дешевле, чем в Петропавловске. А средняя цена частного дома – 30 тысяч долларов. Таких цен нет ни в одном райцентре области.

А недавно горожане получили еще один приятный сюрприз – восстанавливается давно забытое центральное отопление. Его проводят в объекты соц-культбыта и жилые дома.

Работа есть – работать не хочется

С открытием завода в Тайынше отпала и еще одна проблема – безработица. Более того, рабочих рук на “Биохиме” катастрофически не хватает.

Только вот незадача – жалуется руководство завода, что не хотят горожане работать. Кто-то постоянно норовит закончить рабочий день на полчаса раньше. Кто-то не согласен с тем, что с ответственного рабочего участка нельзя отлучаться, чтобы сбегать в ларек. А кому-то очень хочется на работе пропустить стаканчик-другой.

Приходится привлекать рабочих из сел, некоторые из которых от города находятся в 70 километрах. Но сельчане гораздо дисциплинированней горожан, поэтому их и принимают на работу с большой охотой, несмотря на необходимость доставки рабочих рук до места работы. Зарплата на заводе приличная не только по сельским меркам. Минимум 38 тысяч тенге. А грузчики, например, получают до 58 тысяч тенге.

Пока весь инженерно-технический персонал “Биохима” – люди не местные. Уже сейчас назрела необходимость готовить своих специалистов, так что у тайыншинской молодежи откроются неплохие профессиональные перспективы.

Телега впереди лошади

“Биохим” стал известен как первый на просторах СНГ завод по производству биоэтанола.

Биоэтанол – это практически чистый этиловый спирт, используемый для повышения октанового числа бензина. В результате его применения значительно сокращаются вредные выбросы в атмосферу.

Еще до открытия завода было ясно, что наш биоэтанол пойдет на экспорт. Казахстанским производителям бензина и соответственно автовладельцам такая роскошь не по карману. Биоэтанол дорог и за рубежом. Но там заботящиеся об экологии страны предоставляют массу льгот производителям горючего с биоэтанолом, в итоге для рядового покупателя цена такого бензина оказывается интереснее, чем обычного.

Отечественное же законодательство такой заботы об экологии не проявляет. Более того – как выяснилось уже после открытия завода! – у нас вообще нет такого понятия, как “этанол топливный”. Чтобы экспортировать биоэтанол из Казахстана, за него нужно заплатить налоги как за питьевой этиловый спирт. По получающейся в итоге цене он покупателям не нужен. За год работы завод смог реализовать только 4 тысячи тонн биоэтанола при годовой производственной мощности 60 тысяч тонн.

Ситуацию можно разрешить только на законодательном уровне. Но даже принятие соответствующего закона не откроет производителю прямой путь к иностранному покупателю. Чтобы сказку о биоэтаноле сделать былью, по словам Евгения Сутягинского, генерального директора предприятия, нужна договоренность между Казахстаном и Евросоюзом на льготу ввоза отечественного биоэтанола в страны Евросоюза.

Зато обещанный закон, возможно, откроет производителю отечественный рынок сбыта – и тогда наши мегаполисы Астана и Алматы перестанут задыхаться от выхлопных газов.

Пока, оказавшись вне законодательных рамок, а проще говоря, в роли телеги впереди лошади, “Биохим” без дела не стоит – перерабатывает зерно на крахмал и другие продукты, благо производство гибкое. Но благую идею жалко.

Временные трудности?

Наблюдая за тем, как быстро меняется прежняя Тайынша, жители остальных райцентров и сел области не скрывают зависти, считая тайыншинцев баловнями судьбы. И чиновники районного акимата, едва увидев журналистское удостоверение, сразу сделали вывод, что цель моего визита – именно “Биохим”. Наверное, по другим поводам в Тайынше прессу уже давно не видели.

Но ехали мы в Тайыншу, честно говоря, не за победными отчетами об успехах уникального производства. А по тревожному сигналу жителей города.

Тайыншинцы и радуются переменам, и в то же время недовольны ими.

О странном запахе, который в Тайынше называют не иначе как вонь, давно известно даже за пределами района. Особенно зловонный запах досаждал жителям Рабочего поселка Тайынши, как они рассказывают, жаркими летними днями. Такая вот своеобразная плата за хорошую жизнь.

На заводе происходят какие-то выбросы. Независимо от времени – и в 6 утра, и в 12 ночи. Невозможно дышать. У нас сильнейшие отравления: тошнота, рвота, понос, ужасные головные боли. У детей поднимается высокая температура. Таблетки не помогают. Врачи не знают, от чего лечить. Сколько жаловались по всем инстанциям, бесполезно. Я лично дошла до акима Тайынши Николая Трифонова. В ответ получили… статью в районной газете, где сказано, что это временные трудности, нужно потерпеть. А сколько терпеть? Еще лет пять – и нас тут уже не будет! – говорит Людмила Бардунова.

У главы “Биохима” Евгения Сутягинского на это свое объяснение: “У любого производства есть допустимые выбросы. Возможно, в период пуска были моменты небольшой переконцентрации. Со стороны экологов к нам не было предписаний, штрафов”.

Государственный инспектор по охране окружающей среды Тайыншинского района Северо-Казахстанской области Куанышбай Жумабаев подтверждает слова директора завода, тоже объясняя периодический неприятный запах процессом технической наладки молодого предприятия. Правда, при этом эколог признался, что у него на вооружении только кабинет да письменный стол. Ни приборов, ни реактивов, ни лаборатории. В случае серьезного ЧП ему придется вызывать подмогу из Петропавловска. Но к этому он пока не прибегал.

Ну а нам, можно сказать, повезло – во время нашего визита никаких посторонних запахов не ощутили. Уже около месяца зловония в городе не чувствуется. Завод на ремонте…

Инна ЛОПАТКО, фото автора, Тайынша – Петропавловск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи