... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Питер Фостер: Тест на выживаемость пройден успешно

10.12.2021

Второй год как мировую, так и отечественную авиацию сотрясает беспрецедентный кризис – периодические ограничения операционной деятельности, национальные и региональные локдауны, ПЦР-тестирование, введение жестких санитарных норм и процедур дезинфекции. Не все мировые авиаперевозчики смогли его преодолеть – часть обанкротилась, другие обратились к государственной поддержке, банковским займам.

Несмотря на все трудности, казахстанская группа компаний “Air Astana” завершает 2021 год с прибылью. О том, как в сложных условиях пандемии удалось сохранить коллектив, платить сотрудникам зарплату, при этом еще и заработать, “КАРАВАНУ” рассказал ее президент Питер ФОСТЕР.

– Господин Фостер, пандемия коронавируса нанесла огромный ущерб авиакомпаниям всего мира. Пострадали даже самые непотопляемые перевозчики, ведь простой самолетов на земле – всегда колоссальные убытки. Расскажите, как удалось справиться с кризисом в таких сложных условиях?

– Действительно, пандемия для гражданской авиации оказалась худшим кризисом за 100 лет авиационной индустрии. По данным IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), по итогам 2020 года падение рынка авиаперевозок в мировом масштабе составило 60,5 процента по сравнению с 2019 годом, убытки исчисляются миллиардами долларов. Я думаю, “Air Astana” с пандемией справилась лучше по сравнению почти со всеми остальными участниками индустрии. Хочу подчеркнуть: в период пандемии нам не понадобилось финансовых вливаний ни со стороны государства, ни со стороны акционеров. Также мы не просили для нас специальных финансовых условий. И вот по каким причинам.

Первая – на начало пандемии авиакомпания находилась в хорошем финансовом положении, с отличными показателями ликвидности. Баланс денежных средств компании был устойчивым благодаря предыдущим прибыльным годам.

Вторая – нам удалось провести успешную реструктуризацию флота авиакомпании. Так, из него были выведены самолеты с большим сроком службы – Embraer 190 и Boeing 757, что значительно снизило затратную часть авиакомпании. В целях снижения расходов мы провели переговоры по отсрочке платежей по собственным самолетам, часть лизинговых самолетов вернули раньше, по другим получили снижение тарифов и договорились о компенсациях. По тем самолетам, которые должны были прибыть в 2020 году, отложили поставку.


Фото Тахира САСЫКОВА

Третья причина – у нас очень сильный внутренний рынок авиаперевозок, на котором в данный момент наблюдается рост, в основном благодаря лоукостеру и нашему подразделению “FlyArystan”.

Четвертый фактор – правительство РК оказало большое содействие в том, чтобы гражданская авиация продолжала работать и не останавливалась в Казахстане. Правительство заняло прагматичную позицию по отношению к гражданской авиации, хотелось бы отметить, что она оказалась более эффективной, чем у многих азиатских стран. Так, всё это время мы продолжали выполнять международные маршруты, в зависимости от решения Межведомственной комиссии, основываясь на эпидемиологической ситуации в странах. Вот недавно приостановлены рейсы в Египет из-за появления нового штамма коронавируса – “омикрон”, но при этом границы для туристов в целом остаются открытыми. Межведомственная комиссия дальше продолжает рассматривать ситуацию и открывать те или иные направления.

И, наконец, самый главный фактор – в авиакомпании очень лояльный коллектив из 5,5 тысячи сотрудников. На момент пандемии все они оставались максимально эффективными, демонстрировали свою приверженность авиакомпании и общему делу. Только благодаря коллективным усилиям мы смогли достичь таких результатов.

Конечно, пока рано говорить об окончательном преодолении кризиса, но мы продемонстрировали в тяжелый период свою заботу о людях, пассажирах, бизнесе, о нашем бренде и гордимся проделанной работой.

Комбинация скорости и контроля

– Какие меры приняты для сохранения за сотрудниками своих рабочих мест в самый тяжелый период?

– Как вы, наверное, знаете из новостей, во многих авиакомпаниях возникла необходимость уволить тысячи сотрудников. “Air Astana” к этой мере не прибегала. В Казахстане существует такое понятие – “простой”. На тот момент у нас уже была возможность применить это понятие, и во время пандемии все сотрудники в разный период времени отправлялись в простой с оплатой 50 процентов от оклада. Таким образом, без увольнения людей мы сократили расходы на сотрудников, которые не выполняли свои обязанности, но при этом они оставались в компании. Когда пошло восстановление рынка, наши лояльные, обученные коллеги были готовы к тому, чтобы сразу вернуться на рабочие места и обеспечить дальнейшее выполнение рейсов авиакомпании.

– Пандемия заставила многие компании полностью пересмотреть свою работу, а кому-то даже удалось извлечь положительный опыт, обеспечить себе стремительный рост. Какие уроки извлекли вы из этого кризиса?

– В частности, для нас пандемия оказалась трансформационной. Если смотреть с точки зрения коммерческого планирования, на данный момент у нас намного проще структура самого флота, при этом средний возраст самолетов значительно омолодился и составляет 3,8 года. Это один из самых молодых флотов в мире!

Второй момент – значительно расширилась сеть внутренних маршрутов, большей частью благодаря лоукостеру “FlyArystan”, который во время пандемии показал просто потрясающие результаты роста. Флот лоукостера вырос с 3 до 10 самолетов, увеличились базовые аэропорты (теперь их 3), количество маршрутов выросло до 26, причем по 11 из них ни одна авиакомпания в Казахстане не летала прежде. За три года операционной деятельности число перевезенных лоукостером пассажиров достигло 5 миллионов.

Третий – изменилась и теперь совершенно другая структура международных направлений. В 2021 году открылось много новых направлений – Мальдивы, Пхукет, Черногория, Коломбо. При этом данные направления не просто туристические, это совершенно новый формат путешествий. По ним люди улетают в другие страны на длительный период, учитывая, что сейчас можно работать удаленно. Еще один важный момент – руководство авиакомпании и ее сотрудники. Многие из них – руководящий состав, рядовые сотрудники – работают в компании почти с момента основания “Air Astana”. В период кризиса у любой организации есть два выхода: либо успешно справиться с кризисом и стать лучше, либо исчезнуть. Всё зависит от того, сможет ли коллектив работать как единая команда. Если да, он справится с кризисом и будет успешен. Если команда не такая сильная, их вместе ничего не удерживает, это приведет к краху. Кризис тестирует, насколько сильна организация. Тест на выживаемость нашей авиакомпанией пройден успешно!

– Авиация – сложная отрасль. Поделитесь вашим секретом – как удается быстро подстраиваться под новые обстоятельства?

– Учитывая нечеткие условия, в которых мы находимся, это, действительно, сложно. Похоже на то, как если бы вы захотели покататься на лыжах на Шымбулаке при сегодняшних погодных условиях: снег растаял, тепло, временами идет дождь, и лыжник не всегда уверен, где снег, лед, а где – земля…

Если брать управление авиакомпанией, в данный момент требуется комбинация скорости и контроля, чтобы пользоваться хорошими обстоятельствами и возможностями. И если условия окажутся хуже, важно, чтобы была возможность остановиться и не упасть. На наш взгляд, мы справляемся неплохо.

Безопасность на первом месте

– Подведите коротко итоги 20-летней работы авиакомпании “Air Astana”?

– Из 20 лет, что существует авиакомпания, я работаю больше 16. Авиакомпания была основана по личной инициативе Первого Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА. И господин Назарбаев, и сэр Ричард Эванс, который на тот момент был председателем британской компании “BAE Systems”, сразу обозначили четкие принципы работы авиаперевозчика. Прежде всего – безопасность полетов. Авиакомпания должна выполнять свою деятельность в соответствии с высочайшими международными стандартами производственной безопасности. Она должна быть прибыльной и коммерчески состоятельной, соблюдать самые высокие стандарты обслуживания. Если брать внутреннюю структуру, то здесь основной принцип работы: самые высокие стандарты этики – корпоративной, личной. Думаю, мы сделали всё возможное, чтобы придерживаться данных принципов. И за 20 лет заложили прочный фундамент, чтобы дальше занимать существенную позицию не только в Центральной Азии, но и в глобальной авиационной индустрии.

– Какую прибыль вы ожидаете получить в текущем году?

– По итогам 2021 года, мы ожидаем, что цифра будет прибыльной, но она будет известна позже. Пока могу подтвердить: восстановление для нас после пандемии произошло быстрее, чем мы ожидали.

– Как решается вопрос с дефицитом авиационного топлива на рынке?

– Последние 2 месяца эта тема широко обсуждалась в СМИ. Мы продолжаем тесно сотрудничать с министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана и министром, который лично вмешался в ситуацию. Надеемся, запланированные меры для решения проблемы окажутся эффективными, и у авиакомпании будет возможность продолжать выполнять рейсы на всех рынках, на которых мы присутствуем. А столь необходимая для нас услуга – обеспечение авиационным керосином – будет предоставляться в нужном объеме.

“Ожидаем, что общий флот группы компаний составит 55 самолетов”

– Расскажите о планах группы авиакомпаний?

– Их много! Если остановиться на отдельных, то ожидаем, что “FlyArystan” будет развиваться большими темпами. Сегодня во флоте авиакомпании – 10 самолетов. К концу 2025 года планируем, что ее флот возрастет до 25 лайнеров. Если брать всю группу авиакомпаний, то на сегодняшний день ее флот состоит из 36 самолетов, на днях мы получили еще один новый самолет. И к концу 2025 года ожидаем, что общий флот группы компаний составит 55 лайнеров.

Но какими бы грандиозными ни были наши планы, они будут сводиться к философии и тем принципам, с которыми авиакомпания создавалась и с которыми работает на протяжении 20 лет.

Приближается знаменательная веха – 30-летие Независимости Казахстана. Для меня большая честь проживать в молодой республике более половины этого времени. За 16 лет моего пребывания здесь я с изумлением отмечаю положительные изменения и развитие не только в компании “Air Astana”, но и в целом в стране. 30 лет – важный рубеж в развитии государства, и я поздравляю с этим всех казахстанцев, а также моих дорогих коллег!

Как я уже говорил, благодаря помощи правительства и взаимодействию с ним нам удалось с достоинством преодолеть вызовы настоящего времени, с которыми, я полагаю, страна столкнулась впервые за 30 лет. Желаю благополучия и процветания Казахстану и надеюсь внести свой вклад в дальнейшее развитие республики.

Алматы