Опубликовано: 1600

Певица и музыкант

Фильм: “Биржан сал”.

Режиссеры: Досхан Жолжаксынов, Рымбек Альпиев.

В ролях: Досхан Жолжаксынов, Гульчат Тутова, Аша Матай, Тулеген Куанышев, Дулыга Акмолда, Асылболат Исмагулов, Сергей Никоненко.

“Горячей” обещает стать для казахстанского кино осень, на которую запланировано множество премьер. Первой прокатной ласточкой стала картина “Биржан сал” – плоть от плоти известного нашего актера Досхана Жолжаксынова. Он тут и автор идеи, и исполнитель главной роли, и один из режиссеров-постановщиков. Лента посвящена знаменитому народному певцу Биржану Кожагулову. Правда, составить на ее основании целостное представление о личности Биржана вряд ли возможно.

…Неизвестный исторический период, но явно колониальное прошлое. Певец и народный любимец Биржан вместе с ватагой таких же удалых, но не настолько талантливых, как он, молодцев разъезжает по аулам, даря людям радость и зрелища. Те платят хлебом и дорогими подарками. Биржан независим и влюбчив. Не в одном ауле есть девушка, привороженная акыном, который к женскому вниманию относится с отзывчивостью, даже несмотря на годы. На шестом десятке Биржана обуревает последняя пылкая страсть – к юной и талантливой Ляйлим. Ради того, чтобы быть с ней вместе, певец готов даже на разрыв отношений с родными.

Самое печальное состоит в том, что “Биржан сал” – кино скучное. А скучное оно потому, что в нем попросту нет четко выраженного сюжета. Фильм напоминает лоскутное одеяло из отдельных эпизодов, когда-то где-то происходивших с Биржаном. Множество персонажей, про которых попросту не объяснено, кто они и кем доводились главному герою. Несколько сцен, события в которых не получают никакого развития, как, например, подкуп недругами Биржана одной из соседок Ляйлим.

Хронометраж в два с половиной часа ничем не оправдан. Первые 30 минут действия нет как класса – не происходит ни-че-го. Затем история начинает набирать обороты, подбираясь к кульминации, приходящейся на так и не состоявшееся выступление Биржана перед генерал-губернатором.

И все равно – много лишнего, прежде всего, так любимых нашими кинематографистами “многозначительных” пейзажей. Да, природа у нас красивая и во многом уникальная, но из фильма в фильм смотреть долгие планы степей и гор – занятие утомительное. А уж революционная любовная сцена, снятая под водой с показываемыми под лирическую музыку конскими крупами и всеми, извините, причиндалами, определенно войдет в учебники.

И ладно бы при этом не терялся сам Биржан, его личность, его жизнь, люди, его окружавшие. О чем фильм? О Биржане-человеке с его слабостями? Или о Биржане-гражданине с его болью за народ? Видимо, хотели снять кино и о том, и о другом. В итоге недотянули в обоих случаях.

Любовная линия Биржан – Ляйлим, которая поначалу кажется ведущей, в середине фильма обрубается с корнями. Что стало в итоге с Ляйлим – неведомо. Зато в той же середине фильма вдруг узнается, что у Биржана есть жена и четверо детей, которые работающего вахтенным методом мужа и отца не видят месяцами. Припомнив, что в начале картины Биржан неглиже объяснял третьей женщине, что он, “как перекати-поле – куда подует ветер, туда и я” (многие девушки наверняка слышали подобное объяснение, но в менее поэтических выражениях), то складывается совершенно определенный моральный облик знаменитого певца.

Однако наконец с личным покончено, и в центре внимания оказывается Биржан – народный радетель. Вот тут начинается действительно самое интересное. А две сцены с престарелым певцом Мангабылом (его великолепно сыграл Сабит Оразбаев) смотрятся на одном дыхании. Тем более что в наставлении Мангабыла Биржану звучат ключевые, важнейшие в фильме слова, не устаревшие и полтора века спустя – о взаимоотношениях певца и власти, об ответственности художника (в самом широком понимании этого слова) перед народом, о невозможности обмануть народные ожидания и поставить личное впереди общего.

Отлично раскрыта и тема внутренних интриг. Нам внешних врагов не надо – мы сами съедим выходящих из ряда вон и не поперхнемся. Вот тут Досхан Жолжаксынов предстает во всей красе. Кроме него и Сабита Оразбаева хотелось бы выделить Гульчат Тутову, сыгравшую жену Биржана Апиш. Столько боли, столько любви и терпения в ее глазах – пожалуй, лучшая роль в фильме, хоть и не самая главная.

Оценка автора – 7 из 10.

Интересный факт

Съемки фильма проходили на аутентичной показанным событиям натуре – в Кокшетауской области, откуда был родом Биржан.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи