Опубликовано: 52700

Первый захват заложников в Казахстане в феврале 1992-го: как это было

Первый захват заложников в Казахстане в феврале 1992-го: как это было

Первый захват заложников в Казахстане после обретения независимости совершили беглые заключенные: 26 лет назад, в феврале 1992 года сотрудникам КНБ и МВД вместе с бойцами спецподразделения “Альфа” пришлось сдавать непростой экзамен.

Была обычная суббота

Обо всех подробностях той операции вспоминал кавалер ордена Красной Звезды, заслуженный работник МВД СССР, полковник милиции в отставке Габдрахим МЕНДЕШЕВ и непосредственный участник событий боец группы “Альфа” (ныне “Арыстан”), который просил не называть его имени.

– В то время я являлся заместителем начальника управления уголовного розыска МВД Республики Казахстан, – рассказывал полковник Мендешев. – Это был обычный субботний день, моя супруга ушла на Зеленый базар, когда оперативный дежурный МВД сообщил мне, что в райцентре Чиили террористы захватили рейсовый автобус с пассажирами. Руководство срочно организовало спецбригаду из сотрудников МВД, КНБ и бойцов “Альфы”. До райцентра Чиили нас доставили вертолетом.

Когда вертолет сел на школьном стадионе Чиили, нам сказали, что террористы застрелили сотрудника УВД Кызыл-Ординской области старшего лейтенанта Муратбека Умирбекова. Трагедия произошла при попытке местной милиции задержать уголовников.

Конвоир оказался предателем

Непосредственно на месте мы выяснили все мельчайшие подробности ЧП. Главным виновником захвата оказался конвоир Алданазаров, сопровождавший вагон с заключенными. Этих осужденных, граждан Узбекистана, перевозили из Самары в Ташкент. В двух камерах вагон-зака сидели 6 зеков-мужчин, а в третьей – одна женщина. Желая поразвлечься, они подкупили конвоира, и тот перевел женщину к ним. Но об этом узнал старший конвоя и по прибытии в Ташкент обещал наказать Алданазарова.

Тот не придумал ничего лучшего, как поделиться своим горем с уголовниками. Те пообещали помочь, для чего попросили его отдать им пистолет. Якобы для инсценировки побега. Заполучив макаров, рецидивисты Сергей Глухов и Геннадий Усов ночью ворвались в купе к начальнику конвоя, связали его и забрали еще три пистолета. А затем сорвали стоп-кран, и шестеро зеков выскочили на пустынном полустанке. Правда, самый пожилой из них сразу отправился сдаваться в милицию.

План у беглецов был прост – добраться до Алма-Аты и раствориться в огромной массе людей. В это время как по заказу на дороге возник автобус, едущий в Сары-Агач. Преступники вошли в салон и под видом обычных пассажиров доехали до Чиили.

Там “встречать” беглецов приготовились местные милиционеры, которым уже сообщили о побеге. Когда один из уголовников вышел из автобуса, старший лейтенант Умирбеков скрутил его. Но другой зек, Глухов, застрелил милиционера. Ответным огнем коллеги погибшего смертельно ранили одного заключенного и сумели задержать еще двоих.

Яд – не выход

– В автобусе Глухов и Усов взяли в заложники 11 пассажиров. И пригрозили убить всех, если мы не станет выполнять их требований. Тогда зекам для переговоров передали две милицейские рации.

Они попросили горячий ужин с водкой и коньяком, но в спиртном им отказали. Неизвестно, как подействует спиртное на взвинченные нервы преступников, вооруженных четырьмя пистолетами. Один из сотрудников КНБ предложил подмешать в пищу яд или сильнодействующее снотворное. Но большинство специалистов отвергли эту сомнительную идею. Ведь бандиты наверняка заставили бы снять пробу кого-нибудь из пассажиров.

Поужинав, Глухов изложил свои требования. Прикрываясь заложниками, они хотели доехать до Кзыл-Орды или Чимкента. Там сотрудники спецбригады должны были предоставить им самолет Ил-76, в грузовой отсек которого преступники хотели въехать прямо на автобусе. Они заявили, что улетят в одну из южных стран, но в какую, не сказали. Тут выяснилось, что ни в Кзыл-Орде, ни в Чимкенте грузовых самолетов нет. Ближайший аэропорт, откуда мог подняться Ил-76, был в Ташкенте. Узбекские коллеги пообещали выделить нам самолет.

Смена водителя

– Но тут возникла еще одна проблема – перепугавшись, сбежал водитель автобуса. Пока его искали, ловили и уговаривали, прошло более часа. Взрослый мужчина трясся как осиновый лист и, повторяя, что у него пятеро детей, умолял нас отпустить его. Но заменить его кем-то из сотрудников было нельзя: террористы требовали именно того водителя, которого знали в лицо.

В этот момент у полковника Мендешева родился план освобождения заложников, но прокурор Кзыл-Ординской области потребовал, чтобы он гарантировал, что в перестрелке не погибнет ни один человек.

 Такой гарантии не мог дать никто, прокурор запретил штурм.

– Террористам дали “зеленый свет” до самого Чимкента, – вспоминает Мендешев. – Там мы надеялись освободить заложников. Я вместе с другими представителями МВД вылетел на военном вертолете в Чимкент.

Остальные члены штаба – начальник УВД Кзыл-Ординской области, начальник областного управления ГАИ, прокурор и руководитель КНБ – сопровождали автобус с заложниками.

В руке я держал рацию, настроенную на ту же волну, что и у преступников. Когда наш вертолет поднялся в воздух, Усов закричал:

– Что это такое?! Почему вертолет?.. Вы что, крови хотите?!

Придав голосу интонацию крайнего удивления, начальник областного УВД ответил преступнику, что это не милицейский вертолет, а военной части. Усов поверил.

В пяти километрах от города Туркестана водитель автобуса заявил, что у него кончается горючее и необходимо срочно заправиться. Притормозив, он притворился, будто проверяет двигатель, и… опять сбежал! Террористы сначала растерялись, но потом придумали, как им избежать подсадной утки. Они велели сотрудникам ГАИ остановить на трассе любую машину и посадить за руль ее водителя. Первым на глаза милиционерам попался водитель КамАЗа, ехавший из Самары. Мы думали, что уговорить россиянина на это опасное дело будет трудно. Но, узнав обо всем, 45-летний Александр ЧЕХОНИН сразу же согласился помочь группе захвата.  Тем временем бойцы “Альфы” на точно таком же автобусе “Икарус”, репетировали штурм в Чимкентском автопарке.

Штурм

Вспоминает боец спецподразделения КНБ “Альфа”:

– Штаб операции расположился в удобной диспетчерской аэродрома Чимкента. Разработанный план был прост и эффективен.

Перед въездом на аэродром поставили снегоуборочную машину. За рулем сидел боец “Альфы” с АК-74. Рядом за деревянной будкой и ветхим заборчиком прятались остальные альфовцы. В момент въезда автобуса с террористами в аэропорт снегоочиститель должен был его протаранить. Чтобы свести к минимуму риск поражения заложников, перед началом штурма один из бойцов должен был громко крикнуть: “Жатындар!” – “Ложитесь!”. Так как все 11 пассажиров были казахами, то они поняли бы приказ.

Когда полковник Мендешев попросил прокурора области отдать приказ на штурм, тот кивнул на заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Буксмана.

Буксман не побоялся взять на себя ответственность.

Когда “Икарус” поравнялся с будкой, раздался звон бьющегося стекла и прогремели автоматные очереди. На штурм мы затратили менее пяти секунд.

Ворвавшись в автобус, я увидел, как Глухов целится из пистолета в водителя. В этот момент зека срезала автоматная очередь. Следующей целью стал Усов.

Позже выяснилось, что Глухов все-таки успел выстрелить. К счастью, пуля лишь чиркнула по левому виску Чехонина и порвала кожу. Из пассажиров пострадал 80-летний аксакал, которого ранило в левую ногу. Врачи “скорой” немедленно оказали обоим первую помощь.

– Героями дня стали бойцы “Альфы” и храбрый водитель Александр Чехонин. МВД Казахстана направило на место работы Чехонина благодарственное письмо, а месяц спустя ему вручили ценный подарок – видеомагнитофон.

Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ вручил Габдрахиму Мендешеву единственную в то время национальную награду – Почетную грамоту Республики Казахстан.

Алматы