Опубликовано: 2700

Пандус для камикадзе. Тест-драйв "Каравана"

Пандус для камикадзе. Тест-драйв "Каравана"

Шлем, подлокотники и везение – даже этого мало, чтобы человеку с ограниченными возможностями безопасно передвигаться по Алматы. Не в лучшем положении и мамы с колясками – буквально на каждом шагу их подcтерегают препятствия. Вместе с сотрудниками городского акимата корреспонденты “КАРАВАНА” протестировали подземные, наземные переходы и тротуары.

Проблемой доступности разнообразных городских объектов для инвалидов по зрению, слуху, колясочников всерьез озаботились городские власти. Ведь жалоб от населения поступает достаточно! По данным управления занятости и социальных программ Алматы, со ссылкой на городские общества, в городе проживает 43 тысячи инвалидов. Из них 23 тысячи – трудоспособного возраста. Но на постоянной основе работают только 6 тысяч. Активно передвигаются по городу от 6 до 10 тысяч человек. Главная причина того, что люди с ограниченными возможностями не могут вести полноценную жизнь, – недостаточно развитая инфраструктура. Парадокс: мероприятия, проводимые для инвалидов, порой проходят в зданиях, в которые те не могут попасть! Так, после очередного праздника в Театре оперы и балета имени Абая, социальные сети взорвались от сообщений обиженных людей, которые не смогли преодолеть препятствие в виде ступеней. А уж если инвалида и занесли внутрь, то ему и его сопровождающим предстояла новая головоломка – как попасть, например, в туалетную комнату. Аналогичная ситуация по многим зданиям – музею музыкальных инструментов, зоопарку, аптекам, магазинам…

Фотошоп не прошел

– При районных акиматах созданы рабочие группы. Они обследуют городские объекты социальной сферы, куда должен иметь доступ маломобильный человек, – рассказывает руководитель управления занятости и социальных программ Алматы Ербол АЛИКУЛОВ. – В планах – обеспечить хотя бы минимальный уровень комфорта на 3 тысячах городских объектах в течение трех лет. Пока адаптировано только 325. Конечно, это очень мало. Перестраивать старые здания, построенные в советское время, сложнее. Доходит до того, что владелец приносит фотографии готового объекта, якобы адаптированного для инвалидов. Радуемся: ну наконец-то… Выезжаем, смотрим – полное несоответствие фотографии. Фотошоп! Мы принципиально заставляем все переделывать.

После того как аким Бауыржан Байбек побывал в театре оперы и балета, он обратил внимание его первого руководителя на все проблемы. Возможно, будут привлечены спонсоры, чтобы театр стал доступен для всех. В этом отношении показателен рейхстаг, где все продумано до мелочей. Человек в инвалидной коляске может подняться даже на купол здания!

Заметим, что под адаптацией подразумевается не только наличие безопасных пандусов, лифтов, подъемников, специально оборудованных туалетных комнат, но и тактильные плитки от тротуара до входа в здание, ярко выделенный световой кружок для слабовидящих и многое другое.

– Акт ввода в эксплуатацию зданий теперь подписывает управление социальной защиты, – говорит заместитель руководителя управления строительства Аскар МАПАЕВ. – К примеру, по школам обязательное требование – пандусы, дверь без порога, тактильные доски, сигнальные ленты, звонок. Лишь в некоторых проектах предусмотрены лифты, так как это очень дорогое удовольствие: лифт стоит от 5 до 15 миллионов тенге, после его нужно обслуживать. Чтобы исключить такие расходы, мы покупаем гусеничные подъемники стоимостью 1,5–2,5 миллиона. Бизнесмены и население должны понимать: маломобильный человек – не изгой, он имеет полное право посещать любые места.

Тест-драйв: подъемники не работают

Но даже если человек на инвалидной коляске собирается просто прогуляться по городу, не заезжая внутрь здания, то и в этом случае ему придется тщательно планировать свой маршрут. А точнее, подстраивать его под безопасные спуски на тротуарах, мостах, дорогах.

Алматинцы – Максим ВИНОГРАДОВ и председатель общества инвалидов Бостандыкского района Улан ИНКАРБЕКОВ – не понаслышке знают, каково это – быть заложниками обстоятельств, когда не работают подъемные механизмы. Вместе с ними мы обследовали надземные переходы в самом центре города – на перекрестках Навои – Аль-Фараби и Дулати – Аль-Фараби. Эти мосты ввели в эксплуатацию совсем недавно, но выглядят они так, словно построены во времена царя Гороха.

Чтобы перейти дорогу и попасть в парк, инвалиду-колясочнику Максиму Виноградову приходится ехать под мостом – по бездорожью и траве. Он не скрывает: маршрут рискованный, в любой момент коляска может перевернуться. Но другого выхода нет! Максим обязательно надевает защитный шлем, налокотники и наколенники – опыт падения у него есть.

Подняться на указанные мосты не смогли и мамы с колясками, которых мы пригласили для чистоты эксперимента.

Алматинка Динара тщетно катила коляску с сыном вверх по специальным рельсам, пытаясь заехать на мост, что на Аль-Фараби – Дулати. Подъем настолько крут, что коляска с ребенком, общим весом примерно 30 килограммов, катилась обратно. Молодой маме пришел на помощь мужчина, но двойные усилия ни к чему не привели. Инвалидная коляска Улана вообще не смогла заехать на рельсы – ширина между ними не соответствует размерам коляски.

У другой мамы, Маржан, на руках двое малышей. Говорит, во время прогулок вся надежда – на отзывчивых людей. Ведь многие пандусы на тротуарах, как и двери общественных зданий, абсолютно не приспособлены для двойных колясок. Как будто двойни – чрезвычайно редкое явление в Алматы!

“Оказаться на их месте может каждый!”

Следующий объект для тестирования – подземный переход на пересечении улиц Гоголя – Абылай хана. Не нужно быть экспертом, чтобы заметить: спуск по пандусу опасен для жизни! И самое время для его “обкатки” приглашать каскадеров.

– Задумка архитекторов непонятна: идет подъем, будто для разгона, а после крутой спуск, словно это трамплин для лыжников, – комментирует Улан Инкарбеков. – Любой спуск для колясочников должен иметь уклон 5–8 градусов, а здесь все 50! Но даже если и скатишься, то врежешься в киоск. Убиться же можно…

– В целом, как вы оцениваете инфраструктуру Алматы, других городов страны?

– В Алматы, Астане еще создаются условия, приближенные к европейским стандартам. Но чуть выехал за город – и все. Недавно я поехал в Кызылорду, так меня с самолета спускали по трапу шестеро человек. В целом, проблем много. Взять вокзалы, поликлиники, магазины… В городской поликлинике, которую я посещаю, узкий лифт – инвалидная коляска туда не проходит. Как в таком случае попасть на второй этаж?

– В супермаркете по улице Жандосова, недалеко от моего дома, при спуске по пандусу коляска наезжает на преграду – металлические рамки, а после сразу идет касса, так что лишний раз в магазин не съездить, – дополняет Максим.

Узнав, что мы из газеты, прохожие высказали свое мнение относительно этого и других подземных переходов.

– В городе много перекрестков, которые сложно перейти, и подземные переходы – единственно правильное решение. Но спуститься в них людям на инвалидной коляске невозможно. Есть сложности и выезда на дорогу – нужно как-то преодолеть бордюр. А ведь в таком положении могут оказаться каждый человек, его родные, друзья… Как им передвигаться по городу? А что делать мамам с колясками?

Эти и другие вопросы мы адресовали Ерболу Аликулову.

– Пока не будет полноправных хозяев у подземных и надземных переходов, никто в них ничего не построит, – говорит он. – Вопрос очень острый. Через управление финансов их будут передавать на баланс районным акиматам, чтобы они стали собственниками и обслуживали переходы. Или какой-либо компании, например, ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис”. Подъемные устройства – в плачевном состоянии, разграблены вандалами. Существует межведомственный комплексный план адаптации города, он сейчас меняется – вбиваются реальные сроки реконструкции объектов, закладывается бюджет с привязкой к 2016 году.

– Насколько сложно оборудовать подземный переход старой постройки всеми удобствами?

– Это ощутимые деньги, спуски очень крутые. Алматинская городская ассоциация инвалидов наладила выпуск подъемного оборудования. Мы его смотрим, обкатываем, в некоторых случаях оно гораздо лучше, чем дорогостоящие подъемники европейского производства.

– В редакцию также поступали жалобы на работу метрополитена: люди с ограниченными возможностями не могли попасть в метро, хотя оборудование в рабочем состоянии…

– Председатель ассоциации женщин с инвалидностью “Шырак” рассказала, что от станции до станции она ехала 10 минут, а добиралась до состава 30 минут. Устройство работает для галочки. Самостоятельно инвалиду на нем не спуститься. На общественном совете в партии “Нур Отан” мы озвучили данный вопрос. Думаю, уже скоро маломобильное население почувствует перемены в лучшую сторону.

Еще одно из нововведений – запуск в 2016 году интерактивной карты Алматы, на которой будут отмечены места, не адаптированные, а также полностью доступные людям с ограниченными возможностями.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи