Опубликовано: 2400

Пациент скорее жив?

Пациент скорее жив? Фото - Тахир САСЫКОВ

В 1970–1980 годы хоккей с мячом был очень популярен в Казахстане. Точнее, в Алма-Ате, где играло “Динамо”. Сегодня этот вид спорта тоже умещается, по сути, в пределах одного города – Уральска. “КАРАВАН” сравнивает две эпохи и приходит к выводу: отсутствие резерва в золотые советские годы привело к тому, что мы имеем сейчас.

50-летняя “Юность”

Уральск. Небольшая улица в западной части города, названная в честь Героя Советского Союза Темира Масина. Здесь еще в середине прошлого века был построен небольшой, с трибунами в несколько рядов стадион, который нарекли “Спартак”. Потом он стал “Строителем”, и вот уже без малого полвека именуется “Юностью”. Расположенные по обеим его сторонам, практически впритык к нему, церковь Святого Николая и храм Христа Спасителя переносят в XIX век, создавая иллюзию некой провинциальности. Здесь тренируется и играет единственная на всю 17-миллионную республику профессиональная команда по хоккею с мячом – “Акжайык”.

Совсем скоро у уральских хоккеистов новый сезон. 30 ноября они сыграют первый матч в высшей лиге чемпионата России на “родине” отечественного бенди – в Краснотурьинске. Именно из этого городка Свердловской области в 1960-е к нам завезли хоккей с мячом. Потом было алма-атинское “Динамо”, полные трибуны одноименного стадиона, два золота чемпионатов СССР и Кубок европейских чемпионов. Все это исчезло в один миг – в конце 1993 года. Клуб остался без финансирования и спустя год прекратил свое существование. Центр казахстанского бенди сместился с юго-востока на северо-запад.

Ледовый долгострой

Нынешний “Акжайык” – команда тоже небогатая. Денег на то, чтобы съездить в октябре на несколько дней в Сыктывкар на турнир по мини-хоккею с мячом, не нашла. Но чемпионат России пропускать не намерена. Более того, ставит перед собой амбициозные цели – место в первой тройке. Год назад “Акжайык” был шестым.

Голубая мечта – играть в суперлиге в одной компании с “Енисеем”, московским “Динамо”, хабаровским СКА. Но туда без искусственного льда не пускают. На сегодняшний день он есть только на “Медеу”. В Уральске его заливают уже десять лет. Ледовый долгострой сдвинулся с мертвой точки только недавно: в окрестностях “Юности” шумят экскаваторы и носятся самосвалы. Правда, ни сам “Акжайык”, ни областное управление физической культуры и спорта не имеют к стройке никакого отношения. Работы ведутся с подачи группы нефтяных компаний “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.”. Так, может, там вовсе и не каток будет?

Пока же “Акжайык” ищет новый временный дом. Надеется, что пустят на главную спортивную арену Уральска – стадион имени Петра Атояна, который является самым старым в Казахстане из ныне действующих, – он был открыт в 1927 году. Там сегодня играет футбольный “Акжайык”. Есть еще один вариант – соседний Зачаганск. Там тоже есть поле необходимого размера на стадионе “Стеновик”. Времени, чтобы определиться, достаточно – первый домашний матч команда проведет 24 декабря.

Скудный выбор

В новом сезоне у нашей профессиональной команды по бенди – новое лицо. Сменились тренер и большинство игроков. Кадровый набор привычный – россияне плюс местные, уральские хоккеисты. Притока из других регионов нет. Состав участников чемпионата Казахстана нестабильный, варьируется от финансовых возможностей команд. А они невелики – дружины-то сплошь любительские.

Отделения хоккея с мячом есть только в шести детско-юношеских спортивных школах. Из них на перспективу работает лишь уральская. Также занимаются бенди дети Хромтау, Петропавловска, Караганды, Астаны, недавно открылось отделение в Алматы. Но все это по большей части не для того, чтобы вырасти в профессионалов: есть возможность с пользой для здоровья провести свободное от школьных занятий время, и ладно. В каждой такой школе по 30–60 детей. Выбор будущих хоккеистов весьма скуден.

Секрет Полишинеля

Удивительно, но в таких условиях сборная Казахстана умудряется стабильно входить в четверку лучших национальных команд планеты и даже брать на чемпионатах мира бронзовые медали. Как это происходит – секрет Полишинеля: в России немало хоккеистов, которые к 30 годам потеряли надежду попасть в сборную своей страны, но на мировом турнире сыграть хотят. Казахстан дает им такую возможность.

Своими уральскими силами можно забивать по 16–17 мячей Монголии и Кыргызстану, как это было на триумфальной для отечественного бенди, да и для казахстанского спорта вообще, Азиаде-2011 в Алматы. На мировой же арене с таким составом быстро опустишься в компанию Эстонии, Украины, Японии и других аутсайдеров. Спустя год после Азиатских игр, когда “Медеу” принимал чемпионат мира, на турнир из золотого состава поехали только Рауан Исалиев и Искандер Нугманов.

Интересный факт. Как рассказал “КАРАВАНУ” гостренер и президент Федерации хоккея с мячом (бенди) Казахстана Оралбай ЖАКСЫМБЕТОВ, в ДШНК на ставках членов национальной команды страны числятся всего четыре человека. Помимо вышеназванных Исалиева и Нугманова это Ильяс Хайрекишев и Султан Кадиржанов. Нугманов уехал играть в Норвегию, Исалиев по-прежнему востребован в России, где защищает цвета новосибирского “Сибсельмаша”, а Хайрекишев и Кадиржанов в прошлом году выступали за саратовский “Универсал”.

Ветераны и болельщики со стажем часто противопоставляют советское прошлое отечественного хоккея с мячом его настоящему, и эти сравнения всегда не в пользу последнего. Хотя разница, пожалуй, только в показываемых главными командами Казахстана результатах – “Акжайык” даже в отдаленной перспективе вряд ли станет такой же величиной, какой было алма-атинское “Динамо”. А вот достойного резерва у отечественного бенди как не было, так и не нет. Отсутствие фундамента в виде детско-юношеского хоккея с мячом и привело к внезапной “смерти” этого вида спорта в начале 1990-х и слабому дыханию сегодня.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи