Опубликовано: 1000

Отрезанные от “большой земли”

С наступлением зимы сообщение с отдаленными Бокейординским и Жанибекским районами Западно-Казахстанской области почти полностью прекратилось. Сюда не летают самолеты и не ходят поезда, да и на машине не добраться.

Зимой районы, где проживают не меньше 50 тысяч человек, практически теряют связь с “большой землей”.

В этом году попытались проложить туда дорогу. Даже деньги трансфертом из республиканского бюджета выделили. В общей сложности тендер на строительство дороги Чапаево – Сайхин провели три раза. Но каждый раз подрядчики оказывались настолько нерадивыми, что приходилось отказываться от их услуг.

В области всего 13 процентов автодорог имеют твердое покрытие, все остальное – это проселочные тропы. Каждый новый аким клятвенно обещает западноказахстанцам построить приличные дороги. Деньги выделяются немалые, но вот сами дороги от этого лучше не становятся.

По подсчетам нового руководителя региона Измухамбетова, ремонт одного километра дороги по нынешним временам обойдется как минимум в один миллион тенге. При таких расчетах населению особо не стоит раскатывать губы, и это притом, что в следующем году области из республиканского бюджета будут выделены рекордные суммы денег – около 2,5 миллиарда. Столько же должны выделить местные власти. Но, похоже, этих средств хватит лишь на несколько сотен километров. И это в лучшем случае, в противном – деньги опять закатают в землю.

В советские годы на окраины области летали самолеты. Маленькие “кукурузники” доставляли жителей отдаленных районов до города и обратно, и это было очень удобно. Но в рыночные времена такой способ передвижения стал слишком дорогим. Лет пять назад у местных властей была попытка возобновить авиасообщение с приграничными районами. Но все опять уперлось в средства. Да и старые сельские аэродромы за 15 лет простоя пришли в негодность.

Остаются только поезда. До последнего времени сообщение все с теми же Бокейординским и Жанибекским районами было исключительно железнодорожным. Но российская сторона отменила состав сообщением Астрахань – Уральск из-за нерентабельности.

Надо признать – этот поезд для железнодорожников был действительно бесприбыльным. Россияне в этом направлении ездили мало, поезд в основном использовали казахстанцы, которые заполнить целый состав ну никак не могли. И руководство Приволжской железной дороги приняло решение вообще прекратить хождение поезда.

Для западноказахстанцев это стало катастрофой. Правда, недавно министр транспорта и коммуникаций пообещал решить этот вопрос.

Но все не так просто, как кажется. Вопрос этот рассматривался не раз, в том числе и на межгосударственной подкомиссии по приграничному сотрудничеству, однако российская сторона однозначно не желает возобновлять сообщение себе в убыток. Выход – формировать поезд самим, россияне в качестве альтернативы сразу предложили этот вариант. Но на это пока не согласны наши железнодорожники.

А значит, в ближайшей перспективе жителям отдаленных районов области не стоит рассчитывать и на железную дорогу. И их жизнь по-прежнему делится на два периода – летний, когда они стараются завершить все дела, связанные с возможными поездками в областной центр. И зимний, когда они напрочь отрезаны от мира.

Гульмира Кенжегалиева, Уральск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи