Опубликовано: 2000

От доклада до оклада

От доклада до оклада Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Похоже, Акорда устала выслушивать звонкие министерские рапорты о достижениях во всех сферах жизни и неуклюжие оправдания неожиданных (они всегда нежданные!) неудач.

На расширенном заседании правительства в начале месяца несколько министров получили от Президента страны знатный нагоняй. А министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова и вовсе лишилась своего поста. Есть подозрение, что сценарий этого заседания был написан в конце ноября минувшего года. И вот почему.

В прошлом году такое же заседание, посвященное итогам 2016 года, оказалось менее кровавым, хотя Нурсултан Назарбаев громко отчитал исполнительную власть за провалы в социально-экономическом развитии республики, безумно-бездумное растранжиривание госбюджета. Та взбучка была лишь предупреждением. Или, если хотите, “предварительными ласками”.

Президент предложил тогда министру по инвестициям и развитию Женису Касымбеку все неудачи валить на предшественника – ныне акима Астаны Асета Исекешева.

Председателю Нацбанка Данияру Акишеву вообще выписал карт-бланш:

– Банк начинает наводить порядок… Никого не бойся! Если кто будет вмешиваться, лезть – скажи мне фамилию!

Тогда Данияр Талгатович ответил: “Есть”. Свою порцию “плюшек” получил и министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Остальные отделались легким испугом.

Вот пули просвистели – и о’кей?

В этом феврале снаряды падали в одни и те же “воронки” с пугающей точностью. Первым перед главой государства отчитался премьер Бакытжан Сагинтаев, доложивший о сокращении безработицы, рекордах на ниве строительства жилья, росте ВВП и прочих успехах. Нурсултан Абишевич поставил оценку: “Хорошо доложил. Но самокритики нет”.

А дальше… Дальше у акимов и членов правительства вся жизнь пронеслась перед глазами: Кодекс чести госслужащего, новости “Хабара”, образец написания чистосердечного признания и, видимо, слезы домочадцев.

У Данияра Акишева вдруг всплыли проблемы с банками, которым была оказана госпомощь. А они, хитрованы, раздавали невозвратные кредиты конторам, которые контролировали акционеры банков.

– Это же воровство средь бела дня, – негодовал Президент страны… Карт-бланш кончился?

Дороги Жениса Касымбека пока еще не уперлись в тупик. Но как вырулить из клубка проблем с погрязшим в коррупции “Казахавтодором”?

– Для чего тогда министерство? – Президент выдержал паузу. – Где контроль?..

Опять досталось по самые орехи министру финансов Бахыту Султанову, который обещал год назад сократить армию мытарей.

– Докладывали, что 600 человек. А теперь что, переводите их на другие направления? И где сокращение? – поинтересовался Президент.

К слову, в прошлом году глава государства обвинил минфин в слишком сложном налоговом законодательстве: только по НДС налогоплательщику нужно вызубрить 82 статьи кодекса, на которые 268 ссылок и 206 подсылок.

– Вы просто работаете против правительства. Кто создал кодекс с такой вражеской целью?

Ответа нет уже год.

Плюс к этому осточертевшая тема неосвоения бюджетных средств (в 2016-м – 36 миллиардов тенге).

– Тебе поручен карман государства – казна… Надо искать пути рационального использования госсредств. Кем и как "сливаются" миллиарды тенге из государственного бюджета

Количество проверяющих органов – да, сократилось. А общая численность проверяльщиков осталась прежней. Между прочим, агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции обвинило минфин в провале антикоррупционной стратегии, которое заняло 2-е место в рейтинге по взяткам и по числу лиц, привлеченных к ответственности в 2016-м.

Чем закончил год 2017-й минфин? Налоговый кодекс изменился. Но следовать ему легче не стало. Электронный документооборот увеличился. Но бумаг меньше не стало. А в чем тогда смысл цифровизации? И еще. Восьмого ноября прошлого года г-н Султанов признался в мажилисе, что громкие задержания в системе минфина послужили причиной снижения рейтинга Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности. В частности, такой показатель, как “Необоснованное расходование госсредств”, упал на 13 позиций. А “Расточительность госрасходов” – аж на 24. И – внимание! Уже в этом году выяснилось, что работники департамента госдоходов минфина зарабатывали криптовалюту прямо на рабочих местах, используя служебные компьютеры. Понятно, что министр не может отвечать за каждого клерка. А кто вместо него?..

Досталось и вице-премьеру Аскару Жумагалиеву, который отвечает за “цифровой Казахстан”. На бумаге движения есть, на деле – локальные успехи, которые больше похожи на попытки определить, как это все будет работать в ближайшие годы.

Своих “люлей” огреб и министр энергетики Канат Бозумбаев, которого Президент страны в конце прошлого года обвинил в бензиновом кризисе. В этом это выглядело так:

– Когда я говорил, что надо строить четвертый завод, вы доказывали, что он не нужен, что у нас ГСМ девать будет некуда. Мы начинаем работу тогда, когда проблема нас уже догнала?

Терпенье и труд

В ходе совещания Президент страны сказал, что пять лет давал поручения Тамаре Дуйсеновой по ряду проблемных вопросов: об обязательном социальном медстраховании, снижении безработицы, по самозанятым…

– Что случилось, Тамара, скажи. Или ты устала? Трудовая мозоль министра Дуйсеновой

– По вашему поручению установили статус всех 18 миллионов. Из 2,7 миллиона самозанятых полтора миллиона осталось…

А “дорожная карта” занятости осталась невыполненной. Потому что не было реальных цифр и картины рынка труда. Не было анализа и прогностики. Программа “продуктивной занятости” была основана на прежних цифрах. И программа переселения граждан из трудоизбыточных южных областей в северные трудодефицитные – тоже на них. Поэтому тоже глохнет… Опять начали расти долги по зарплате. Мнимое трудоустройство в регионах десятков тысяч “мертвых душ” обошлось госбюджету в сотни миллионов тенге. Счетный комитет выявил в минтруда в 2017-м финансовые нарушения на 50 с лишним миллиардов. Неэффективно использованных средств – на 60 миллиардов. Только часть возвращена в бюджет.

Справка “КАРАВАНА”

По уровню жизни в 2017 году Казахстан опять скатился во вторую сотню стран в мире. Хотя остался в сотне по уровню человеческого развития. По средней продолжительности жизни мы на 118-м месте на планете.

Обзвонил знакомых политологов: прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию. Отвечают как под копирку: обрати внимание на перестановки в конце года. Обратил.

В начале декабря председатель Верховного суда Кайрат Мами пересел в кресло главы Конституционного совета. Место Кайрата Абдразаковича занял генпрокурор Жакип Асанов. Надзирать вместо Жакипа Кажмановича за исполнением законов назначили Кайрата Кожамжарова, который до этого командовал агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции. В свою очередь Кайрат Пернешович передал вахту на этом посту своему заместителю Алику Шпекбаеву.

В последние два года эти господа отметились особой активностью в борьбе с коррупцией (число арестов и посадок увеличилось в разы). В том числе и в самых высоких и широких коридорах власти (мелких сошек вообще сгоняют за “колючку” сотнями). Новые “мётлы”, очевидно, призваны положить конец этой вакханалии?

Да, в конце этого января сенатор Куставлетов (кстати, бывший вице-министр юстиции) заявил, что проблемы во всех сферах жизни усиливают социальную апатию населения, недовольство действиями властей и рост недоверия к работе госорганов. Прогноз? Дулат Рашитович знает, о чем говорит.

Большие оклады – крутой стимул?

Прошлым летом Алик Шпекбаев заявил, что низкие оклады провоцируют чиновников на коррупцию. Добавьте сюда почти никакую ответственность за ошибки в планировании и принятии решений. Речь не о министрах и главах регионов, а о тех, кто им готовит документы на подпись. Ударить по коррупции высоким окладом предложили в Казахстане

С начала этого года в пилотном режиме запустили новую систему оплаты труда госслужащих. Работники акиматов Астаны, Мангистауской области, минюста и агентства по делам госслужбы начали зарабатывать по новой схеме.

Раньше было два критерия: стаж и категория должности. Сложность выполняемой работы и эффективность ее никто никогда и никак не учитывал. Премия? Ну, это как обед по расписанию. Если, конечно, в мошне местных исполнительных органов что-то осталось на эту благотворительность.

Теперь зарплата бюрократа состоит из двух других компонентов: гарантированный базовый оклад на основе факторно-балльной шкалы.

То есть начальство ежеквартально оценивает труд наемников четырьмя оценками: “превосходно”, “эффективно”, “удовлетворительно” и “неэффективно”.

На дополнительные бонусы (по итогам года – не менее четырех окладов) могут рассчитывать только те, кто наработал на две первые оценки. Кто два года подряд “неэффективен” – “Ты кто такой? Давай, до свидания”! Такой принцип работает в Германии, Франции, США и многих международных компаниях. Насколько эффективным окажется у нас?

Подождем до следующего года.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи