Опубликовано: 1080

Оригиналы ксерокопий?

Экспозиция работ современных художников разных стран открылась в музее Кастеева. На вернисаже также присутствовали картины признанных классиков модерна.

История проекта началась год назад с выставки Art Forum Kulanshi, состоявшейся в Астане в музее первого президента Республики Казахстан. На этот раз организаторы решили поднять уровень проекта и практически параллельно запустили две выставки под этим названием в двух столицах – бывшей и нынешней. В обеих экспозициях участвуют одни и те же авторы с разными работами, поровну поделенными между городами. Хотя, глядя на экспозицию, представленную в музее Кастеева, сложно понять, как она составлялась. Слишком различны техники, сюжеты и уровень исполнения работ.

Однако сходить на выставку стоит хотя бы для того, чтобы, например, увидеть практически неизвестное у нас изобразительное искусство далекой Бразилии. Так, наивные и ироничные картины художника Мурило могут спорить по информативной насыщенности с небольшими рассказами. Инсталляции Андрея фон Шлиппе, известного театрального художника из Германии, тоже заключают в себе многоплановый смысл. В Алматы представлены его работы “Прощание ветра с водой” и “Золотая свадьба”. На последней изображена пара потрепанных разделочных досок на фоне прочего кухонного скарба. Судя по числу битой посуды, семья счастлива. Не менее интересно было увидеть в Алматы одну-единственную работу китайского живописца, живущего в Германии, – Дали Суна.

Говоря же о другом Дали – Сальвадоре, то его работы, равно как и других классиков модерна, заявленных в красочных афишах, находились в зале музея Кастеева всего один день. Причем это были не живопись или графика, а оригиналы литографий. Кто-то едко шутил: “Это что-то вроде оригиналов ксерокопий?” Конечно, нет. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Джакомо Манцу и Жоан Миро кроме творчества в привычных для себя и публики техниках создавали и литографические работы.

Суть литографии сводится к следующему. Художник специальным карандашом наносил рисунок на камень (греч. Lithos), позже – на металлическую пластину. Прикладывая это изображение к бумаге, он получал один экземпляр литографии. Количество таких оттисков строго регламентировалось – как правило, не более трехсот экземпляров. После чего исходный носитель подлежал уничтожению. Каждый полученный таким образом и подписанный автором литографический лист является оригиналом.

Организаторы выставки Art Forum Kulanshi подчеркивают, что каждая из вывешенных работ может быть куплена любым желающим. Экспозиции в музее Кастеева (Алматы) и музее первого президента РК (Астана) продолжат свою работу до 7 октября.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)

[X]