Опубликовано: 3000

Операция “Самоликвидация”. Все истории роспусков парламентов.kz

Операция “Самоликвидация”. Все истории роспусков парламентов.kz Фото - Андрей ТЕРЕХОВ

Вы будете смеяться, но этот трамвай опять не доехал до конечной! В прошлом году лидер народных коммунистов Владислав Косарев на вопрос о вероятном роспуске мажилиса на голубом глазу ответил, что “скорее всего, это будет инициатива ведущей фракции”. Поскольку “красных” к ведущей не отнести, то подразумевал он, конечно, “Нур Отан”.

Но именно Владиславу Борисовичу выпала честь озвучить в среду прощальное заявление от имени коллег о том, что “нынешний мажилис выполнил свою историческую миссию, создав законодательную базу Плана нации”.

Ирония судьбы? Но просьба “освободить вагоны” преследует отечественный законодательный орган с самого рождения. В конце 80-х – начале 90-х я работал парламентским обозревателем одной республиканской газеты и лично наблюдал, с каким достоинством сделал себе харакири Верховный Совет КазССР – чтобы в марте 1994-го стать парламентом Республики Казахстан.

Какие люди там были! Подходи к любому народному избраннику – никаких проблем с интервью и комментариями: они владели фактами и цифрами, не боялись противоречить правительству и Президенту! Даже нынешний посол РК в Грузии Ермухамет Ертысбаев (тогда он еще не подозревал, что станет министром культуры и советником главы государства) выглядел крутым оппозиционером. Веселые были времена.

Союз “Народное единство Казахстана” набрал тогда такую силу, что мой коллега Виктор Верк напророчил: “В марте парламент завалит СНЕКом”. Угадал, черт! Тогда в Верховный Совет вошли также представители партии “Народный конгресс”, социалисты и много кого не пойми от чего. Но после 7 марта (день выборов) депутат Татьяна Квятковская усомнилась в честности итогов голосования на нескольких участках. Ну, вы поняли…

Великий поэт Олжас Сулейменов откомментировал этот факт так: “Чтобы разогнать российский парламент – потребовались танки. А нам хватило одной Таньки”.

И до декабря 1995 года парламентом РК работал Президент страны…

Не скажу, что с депутатами призыва 1996-го мне работалось легко, но политическому обозревателю без парламента – как без брюк. Приходилось провоцировать вопросами на запросы, даже подсказывать горячие темы. Спрашиваю одного: когда закончите вносить поправки в проект о борьбе с коррупцией? Отвечает: сначала надо понятийный аппарат прописать!.. Не успел: и этот состав досрочно покинул насиженные кресла. Зато успел проголосовать за перенос столицы.

Второй созыв законодательного органа образца 1999–2004 годов оказался не лыком шит: “Отан”, Гражданская, Аграрная и Коммунистическая партии явили избирателям немало ярких персонажей.

А спикер Жармахан Туякбай (тогда он еще не подозревал, что вскоре станет видным оппозиционером) стал мелькать на телеэкранах чаще, чем на своей прежней работе – председателем Государственного следственного комитета. Особенно после того, как мажилису удалось отправить в отставку премьер-министра Имангали Тасмагамбетова. Если кто забыл – тогда две ветви власти не сошлись во мнениях по земельному вопросу: проигравший выбывает. А законодателям явно не хотелось уходить досрочно…

Третий созыв сборки 2004–2007 годов откровенно разочаровал: времена были далеко не кризисные, вот законодатели и баловали себя и электорат рассмотрением таких архиважных вопросов, как многоженство, содержание детских ТВ-программ, процедура исполнения гимна, и прочими безделицами.

А когда не только на Левом берегу ощутимо запахло надвигающимся кризисом – объявили себя “тормозом реформ” и попросили Президента срочно распустить мажилис. При этом почти все депутаты утверждали, что поработали они хорошо, но ситуация требует новых мозгов. А эти уже ни на что не годились?

Странно, но треть состава нижней палаты парламента образца 2007–2011 годов составили именно “старые мозги”.

А сам законодательный орган вообще стал однопартийным, вследствие чего его стали называть подразделением правительства и департаментом голосования – мажилисмены практически не спорили с министрами, голосуя почти за все их предложения. Смотреть на это без смеха сквозь слезы было невозможно. Особенно после предложения открыть специальный парламентский телеканал. Но право лоббировать и быть лоббируемыми тоже имеет срок годности: в марте 2011-го мажилисмен Ирак Елекеев предложил коллегам самоликвидироваться, поскольку в плане борьбы с коррупцией и неспособности принять грамотные антикризисные законы парламент себя ничем не проявил. Упс-с-с!.. Товарищи по палате (Сат Токпакбаев, Мухтар Тиникеев, Азат Перуашев, Владимир Нехорошев и др.) тут же принялись опровергать Ирака Касымовича. А спикер Орал Мухамеджанов до последнего дня утверждал, что “это просто слухи”. Но 16 ноября 2011-го Президент подписал “приговор” и назначил досрочные выборы… Елекеев добился-таки своего!..

Нынешний, 5-й созыв (“Нур Отан”, “Ак жол” и КНПК) не выглядел самоликвидатором: отчаянно спорил с правительством, даже унижал министров, обвиняя иных в некомпетентности и непонимании сути проблем на фоне глобального кризиса.

А в конце прошлого года спикер Кабибулла Джакупов даже заявил, что “мы (парламент. – Авт.) должны быть надежной опорой главе государства в законодательном обеспечении процесса модернизации нации и государства”.

На наших народных избранников никаких граблей и матросов Железняков не напасешься! Вопрос “которые тут временные – слазьте” они сами себе задают и сами же на него отвечают. Делом.

При этом все самораспустившиеся всегда оценивали свою работу на “хорошо”. Если так здорово трудились, то почему бы не доработать до конца договора с избирателями? Вот и уважаемый Азат Перуашев – лидер фракции “Ак жол” и один из самых активных и заметных мажилисменов – заявил в октябре, что не видит смысла в роспуске парламента и досрочных выборах. Вторили ему Светлана Романовская, Айкын Конуров. А Мухтар Тиникеев даже рассмеялся в ответ на вопрос, когда ждать роспуска законодателей.

Хорошо смеется только хорошо информированный гражданин…

Зато политолог Данияр Ашимбаев угадал: три месяца назад он сказал, что кирдык мажилису случится в январе. И улыбнулся…

Напомню, чем, кроме наездов на правительство, еще отличился этот парламент. Предлагал создать кумысную палату, сохранять девственность до брака, запретить Спанч-Боба, переименовать столицу в Нурсултан, повысить цену на табак и водку на 20 процентов, а на хлеб – до 300 тенге. Опять спорили о многоженстве и многомужестве, платных дорогах для дальнобойщиков (хотя некоторым приплачивать надо за проезд по иным трассам), содержании потребительской корзины и размерах соцвыплат, а также пытались разобраться со школьными учебниками, проблемой дедолларизации и деофшоризации, нетрадиционной сексуальной ориентацией и другими актуальными антикризисными темами. В общем, ни в чем себе не отказывали – лишь бы избиратели жили лучше и не скучали.

Странная закономерность: парламент в Казахстане распускают чаще, чем проходят Олимпиады или чемпионаты мира по футболу (раз в четыре года). Может, букмекерским конторам пора принимать ставки на то, сколько проживет следующий состав законодателей?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи