Опубликовано: 1500

Они не хотят умирать

На прошлой неделе рабочие шахты “Тентекская” угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” провели акцию протеста. В течение нескольких часов рабочие ночной смены не поднимались наверх. А утренняя смена отказалась спускаться вниз. В эти дни волнения начались на рудных шахтах корпорации “Казахмыс”.

20 января рабочая смена шахты №65 рудника "Южный" не поднялась на поверхность – горняки объявили акцию протеста. Рабочие требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда, соблюдения социальных гарантий и повышения уровня безопасности. В течение дня к ним присоединялись рабочие других смен. И к полудню 21 января под землей находились уже более пятисот рабочих. Поддержать товарищей прибыли рабочие шахты №45. Прислали своих представителей шахты №73 и №67 рудников "Восточный" и "Степной".

– Все шахты передали, что поддерживают нас и тоже готовы начать акцию протеста, если этого потребует ситуация, – рассказал нашей газете непосредственный участник акции рабочий шахты №65. – Мы передали наверх свои требования. В течение суток к нам спускались представители администрации и уговаривали подняться наверх. Пообещали, что переговоры пройдут так, как мы этого требуем. Но когда мы поднялись на поверхность, увидели тройные наряды полиции, которые оцепили шахту. Нас встретил директор “Жезказганцветмета” Талгат Аханов. Первые слова, которые мы услышали от него, были угрозы. Аханов заявил, что администрация хотела сначала уволить всю смену зачинщиков – 120 человек. Но увидев, что шахтеры настроены решительно и имеют поддержку других шахт, сменил тактику. Предложил обсудить требования цивилизованно. 23 января, в среду, на шахте состоялось общее собрание, на котором Аханов заявил: администрация готова рассмотреть вопрос о повышении заработной платы.

Председатель конфедерации свободных профсоюзов Казахстана Сергей Белкин говорит, что шахтеры г. Сатпаева обратились за поддержкой и консультацией к ним.

– Наш профсоюз незамедлительно выслал в Сатпаев своего аналитика. В первую очередь мы проконсультировали рабочих по поводу угроз массовых увольнений, объяснив, в каких случаях эта мера будет незаконной. Ситуация там, конечно, тяжелая. И этому во многом способствовало то, что рабочие не доверили представлять свои интересы своему профсоюзу. А если люди лишены законных способов, они идут на крайние шаги.

За кем будет последнее слово?

В эти же дни министр ЧС Владимир Божко на заседании Совета безопасности 22 января озвучил первые предварительные выводы правительственной комиссии, расследовавшей причины аварии и гибели 30 людей на шахте “Абайская”. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, открывая заседание Совбеза, сказал: “Недавно мы стали свидетелями трагических событий на шахте “Абайская”. Это не первый такой случай в Карагандинском угольном бассейне. Ответственные люди должны понести за это соответствующее наказание!”.

Глава государства однозначно указал на человеческий фактор в случившейся трагедии. Это же подтвердил министр ЧС. По его словам, в ходе работы специальной комиссии было установлено “нарушение технологии при посадке кровли, что могло вызвать искрение, повлекшее в свою очередь взрыв”.

Напомним, сразу после аварии исполнительный директор угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” Мурад Перзадаев заявил, что во взрыве виновата только природа, произошел внезапный выброс газа, от такого никто не застрахован и никто в этом не виноват. Правительственная комиссия, похоже, сделает другие выводы.

К слову сказать, это не первый вопрос, по которому нет согласия между Министерством ЧС и “Арселор Миттал”. На прошлой неделе Владимир Божко подверг резкой критике предложение компании сократить численность горноспасателей. Заметив при этом, что “несмотря на рекомендации, сделанные компании “АрселорМиталл” после трагедии на шахте имени Ленина, ею до сих пор не приобретены и не смонтированы системы безопасности мирового уровня”.

Не понравилось министру и заявление исполнительного директора угольного департамента Мурада Перзадаева о том, что шахта “Абайская” будет работать и возобновит добычные работы, как только будет запечатана горящая лава и нарезана новая. “Шахта возобновит работу только в том случае, если правительственная комиссия даст на это разрешение, – сказал на это Владимир Божко. – Если эксперты дадут заключение о возможности соблюдения всех уровней безопасности”.

Кто виноват и что делать?

На сегодняшний день карагандинский уголь остается самым кровавым в мире. В Украине на миллион тонн угля приходится две жизни, в Китае – 1,9, в России – 1,8. В Караганде самый высокий показатель – 2,8. Отбросив десятые, получается, что каждый миллион тонн угля оплачен тремя жизнями.

Три аварии подряд на шахтах “Арселор Миттал” в 2004, 2006 и 2008 годах унесли 104 жизни. Это не считая текущих, так называемых единичных, нечастных случаев. Статистика единичной гибели остается неизменной уже много лет – 6–7 шахтеров гибнут ежегодно.

Взрыв на “Абайской” – уже третья авария с массовой гибелью людей. И в очередной раз администрация компании выстраивает свою защиту, ссылаясь на природный фактор. А в подтверждение своих стараний в повышении уровня безопасности работ называет миллионные суммы инвестиций. После трагедии на “Шахтинской” говорилось о 20 миллионах долларов. В 2006-м речь шла уже о 40. Недавно владелец компании Лакшми Миттал сообщил, что объем добычи угля на карагандинских шахтах возрастет в два раза, то есть достигнет 15–17 миллионов тонн в год. А сумма инвестиций, направленных на модернизацию производства, внедрение современных систем безопасности, достигнет рекордной отметки – 100 миллионов долларов.

Но как оценить эти вложения, если не знать, сколько требуется миллионов, чтобы ситуация реально изменилась к лучшему?

– В 2004 году администрация “Миттал Стил” дала задание составить подробный научно обоснованный бизнес-план на тему "сколько потребуется вложений, чтобы вывести объем добычи угля до 20 миллионов тонн?" – говорит Вячеслав Сидоров, горняк с 30-летним стажем, до 2006 года бессменный председатель профсоюза угольщиков “Коргау”. – Работу выполнял НИИ “Гипрошахт”. По расчетам, для того, чтобы добывать 20 миллионов тонн угля, для нормальной работы с внедрением современных методов технологий и систем безопасности Митталу нужно вложить в шахты два миллиарда долларов!

Ну и как выглядят теперь 100 миллионов, которые, по мнению руководства “Арселор Миттал”, спасут карагандинских шахтеров от аварий и трагедий?

По факту гибели людей и аварии на шахте “Абайской” Генеральной прокуратурой РК возбуждено уголовное дело. Проводится расследование.

Оно взято под особый контроль. Прокуроры заверяют, что результаты будут доведены до сведения общественности.

По факту волнений на шахте №65 рудника "Южный" корпорации “Казахмыс” администрация обещала не предпринимать репрессивных мер. И рассмотреть требования рабочих до 15 февраля. Но никто не обещает довести результаты этих рассмотрений до сведения общественности.

Татьяна ТЕН, Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи