Опубликовано: 3000

Омар Мустафин: Готовы были снять с самолета всю сборную

Омар Мустафин: Готовы были снять с самолета всю сборную

Допинговый скандал с нашими ведущими штангистами одними их дисквалификациями не ограничился. Вполне логичной на этом фоне выглядит отставка главного тренера сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексея Ни. Последние события в этом виде спорта “КАРАВАНУ” прокомментировал генеральный секретарь Федерации тяжелой атлетики Казахстана Омар МУСТАФИН.

Дали тренеру закончить дела

– Омар Артурович, насколько неожиданной стала отставка Алексея Ни? Обсуждал ли тренер с федерацией этот вопрос ранее, ведь, по его словам, он собирался уйти из сборной еще до Олимпиады в Рио?

– Да, мы говорили с Алексеем Геннадиевичем, когда получили предварительные уведомления о неблагоприятных результатах реанализа проб за Пекин и Лондон. Это было месяца за два до Игр в Рио. Знаете, подготовка к Олимпиаде – очень тяжелый и длительный процесс, который занимает все четыре года. В него вовлечены не только финансовые вложения со стороны государства, но и затрачены большие человеческие ресурсы, в первую очередь усилия со стороны спортсменов, тренеров и специалистов. Поскольку на тот момент виновность наших спортсменов еще не подтвердили, мы предложили Алексею Геннадиевичу закончить работу, чтобы реализовать все те планы и задачи, которые он ранее поставил перед собой.

– Ни заявил, что ушел по собственному желанию. Что конкретно скрывается за этими словами?

– Ничего сенсационного. Аргументы у Алексея Геннадиевича были вполне очевидными: отмена результатов наших штангистов на Олимпийских играх, их последующая дисквалификация Международной федерацией тяжелой атлетики (IWF), эмоциональное состояние самого тренера.

Вина Ни не доказана

– Инициатива ухода из сборной исходила от самого Ни. Значит, федерация была не против и дальше сотрудничать с тренером, чье имя теперь ассоциируется с допинговым скандалом?

– Во-первых, основную ответственность за применение допинга несет атлет. Только спортсмен отвечает за то, что и в каких количествах он принимает. Проконтролировать каждый его шаг невозможно просто физически. Во-вторых, система подготовки атлетов такого уровня многогранна и состоит из десятков различных этапов. Сначала спортсмен готовится самостоятельно, затем с личными наставниками, тренерами сборных областей и республики, и только конечный этап его подготовки координируется главным тренером. Поэтому мы не можем однозначно сказать, что в нарушении дисквалифицированными атлетами допингового законодательства виновен Алексей Геннадиевич. Несомненно, Ни несет определенную ответственность, которую он на себя принял, и подал в отставку.

– Отчитался ли главный тренер по итогам своей работы в сборной и как федерация сама оценивает ее?

– Конечно, по итогам Олимпиады прошли заседания, в том числе под эгидой министерства культуры и спорта. Там Алексей Геннадьевич отчитался перед заинтересованными органами по всем показателям. Главный тренер сборной – это в первую очередь организатор команды. Поэтому он отвечает за спортивные результаты, финансовые затраты и другие показатели. Спортивные результаты налицо: наша тяжелоатлетическая сборная по общему количеству медалей заняла в Рио второе место.

Собираемся расстаться с Туркелери

– Какова дальнейшая судьба помощников Алексея Ни, в первую очередь – консультанта сборной Энвера Туркелери?

– Вина тренеров, консультантов и других специалистов сборной на данный момент не доказана. Сейчас с адвокатской группой, состоящей из признанных специалистов из Швейцарии и Великобритании, мы готовимся к дисциплинарным слушаниям в IWF: собираем показания атлетов, тренеров и специалистов, которые были задействованы при подготовке к Олимпийским играм 2008 и 2012 годов. Если обнаружим чью-либо небрежность или тем более вину, то с такими людьми расстанемся без сожаления – им нет места в спорте вообще и в тяжелой атлетике в частности. Это касается всех, в том числе и Туркелери. Скажу больше, мы серьезно задумываемся о расторжении с ним контракта со следующего года, поскольку в целом работу олимпийских циклов 2008 и 2012 с учетом отмены результатов успешной назвать нельзя. При этом отмечу, что данный вопрос находится на стадии обсуждения, и многое будет зависеть от показаний атлетов при подготовке к слушаниям, а также от самих слушаний IWF. В настоящий момент Туркелери находится на лечении в Турции, где он перенес операцию, к счастью, успешно.

Федерация страдает больше других

– С 2013 года наши тяжелоатлеты регулярно нарушают антидопинговое законодательство. Кто-нибудь в федерации понес за это ответственность?

– Это актуальный вопрос, который требует особого разъяснения. Во-первых, федерация больше других страдает от применения допинга нашими спортсменами. Это ни в коей мере не входит в сферу наших интересов. Мы боремся с допингом, но нужно понимать, что не федерация готовит атлетов к тем или иным стартам. Для этого есть областные и республиканские ведомства по поддержке спорта. Федерация же оказывает содействие, курирует и контролирует этот процесс в целом.

Да, у нас есть механизмы контроля и своя ответственность. Без заявки со стороны федерации ни один атлет или тренер не сможет принять участие в международных турнирах. Поэтому, следуя горькому опыту предыдущих Олимпиад, перед Рио мы с НОК решили дополнительно проверить всех членов и кандидатов в сборную по тяжелой атлетике. За 20 дней до Игр совместно с Национальным антидопинговым центром мы собрали их пробы, договорились с лабораторией WADA в Дрездене и в срочном порядке проверили всех атлетов. Только после полученных результатов подтвердили оргкомитету Олимпиады заявку на каждого спортсмена для участия в Играх. Уверяю, что при наличии подозрительных результатов мы были готовы даже запретить всей сборной лететь в Рио.

Спортсмен сам за себя в ответе

– Какую конкретную работу ведет федерация в области антидопингового законодательства?

– Мы регулярно проводим семинары и индивидуальные беседы со спортсменами всех возрастов, которым четко говорим, что допинг – это путь в никуда. Он ведет только к позору, штрафам, разочарованию и прочим негативным последствиям. Кроме того, объясняем, какие новые препараты попали в список запрещенных, какие пищевые добавки признаны загрязненными, разъясняем, что и как атлет может принимать для лечения травм и болезней. Наша главная задача – донести до спортсмена все риски, к которым ведет употребление допинга. Что ему делать с этими знаниями дальше – решает сам спортсмен. Значит, и ответственность за свое здоровье и карьеру он берет на себя. Трепещите, враги, трепещите!

P.S. После отставки Алексея Ни исполняющим обязанности главного тренера сборной назначен Юрий Мельников. Это опытный специалист, который работает в тяжелой атлетике более 30 лет. В разные годы через его руки прошли такие спортсмены, как Татьяна Хромова, Вячеслав Ню, Бахыт Ахметов, Алла Важенина, Надежда Ногай и многие другие.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи