Опубликовано: 1900

Олимпийский каток с браком

Олимпийский каток с браком

Инженерная “бомба” обнаружена в строящемся здании катка республиканской базы олимпийской подготовки, что под Алматы. По расчетам казахстанских специалистов, творение турецких конструкторов – крыши катка и соседнего здания – в любой момент может рухнуть.

Турецкая компания “Джейлан Лимитед” не раз “засветилась” своей инженерной “мыслью” на отечественном строительном рынке. В 2005 году она разработала проект плавательного бассейна, который должен был быть построен на республиканской базе олимпийской подготовки в Алматинской области, на 21-м километре трассы Алматы – Бишкек.

Тогда специалисты ТОО “Институт Проектстальконструкция” шесть (!) раз выдавали отрицательное заключение – надежность проекта не соответствовала никаким нормам! Потом был построен один из нашумевших объектов турецких инженеров – мост в Астане, который пришлось разобрать в 2008 году.

В мае 2009 года компания вновь обратилась в ТОО “Институт Проектстальконструкция”. На этот раз – с чертежами сразу нескольких объектов, которые должны быть построены на республиканской базе олимпийской подготовки.

Выпадет снег – обрушения не миновать

– Мы проверяли проект металлического покрытия одного здания пролетом 37 метров, – рассказывает директор института Юрий МАКСИМОВ. – А всего на этой базе запланировано построить 6 зданий с пролетами от 37 до 63 метров. Оказалось, что в 9–10-балльной сейсмической зоне отдельные элементы и узлы не выдерживают нагрузку практически в два раза!

При осмотре железобетонных колонн выяснилось, что строители допустили существенные отступления от проекта. Представьте: покрытие катка имеет арочную форму. Особенность арки в том, что, когда она нагружается, у нее концы стремятся разъехаться, и от этого их держат только опоры. На них действует нагрузка, называемая распором. Так вот распор составляет 50 тонн, а смонтированные конструкции могут выдержать не более 20 тонн. После бетонирования высота болтов над бетоном колонн составляет 130–200 миллиметров вместо требуемых 230–250, что не позволяет надежно закрепить крышу.

Если недоделки не устранить, конструкция может обрушиться после того, как смонтируют арку, положат настил, утеплитель, подвесят к фермам провода, воздуховоды. А если подует сильный ветер или выпадет снег – вероятность обрушения крыши еще больше возрастает!

По каким чертежам ведется монтаж – неизвестно

Казахстанские специалисты выдали отрицательное заключение на представленную проектную документацию, указали, какие элементы и узлы необходимо усилить. Турецкая компания выполнила корректировку документации и заключила с институтом в августе дополнительное соглашение на проверку этих чертежей. Институт выдал новое заключение: элементы большинства конструкций выдерживают нагрузку, но отдельные моменты все-таки надо изменить. После этого фирма должна была передать в институт исправленные узловые соединения. Их в полном объеме институт так и не получил.

– 25 сентября было выдано заключение, в котором записано, что если турецкие инженеры исправят все дефекты, которые мы указали, то покрытие катка можно будет считать отвечающим казахстанским нормам, – продолжает Юрий Семенович. – Также отмечено, что изготовление металлоконструкций покрытия может производиться лишь после внесения в рабочую документацию предложенных замен. Монтаж самой конструкции покрытия следует производить только после выполнения всех мероприятий по усилению железобетонных колонн. В настоящее время оказалось: объект, который мы проверили и выдали на него заключение 25 сентября 2009 года, уже изготовлен и практически смонтирован!

По каким чертежам его изготавливали, как исправлялись ошибки – неизвестно! Изготовить и смонтировать покрытие за столь короткий срок с учетом замечаний нельзя!

Судя по выполненному объему работ, монтаж начался примерно в середине августа. Поэтому к смонтированному покрытию катка заключение нашего института не имеет никакого отношения.

Покрытие второго здания – тоже аварийное

Помимо катка строители уже начали монтаж стального покрытия соседнего здания пролетом 49 метров.

– Мы видели эти чертежи и возведенные железобетонные колонны – там брак еще хуже, – продолжает Юрий Максимов. – Когда в мае представители компании принесли проект, приехал проектировщик по имени Хусейн. Он сказал, что как опытный специалист в свое время сделал проект покрытия стадиона в Астане. Если он его сделал так же, как и здесь, то я не завидую астанинцам!

Вопрос начальнику ГУ “Управление государственного архитектурно-строительного контроля Алматинской области” Темирлану БЕКТАСОВУ, прокурору Алматинской области Ерлику КЕНЕНБАЕВУ: почему строительство зданий республиканской базы олимпийской подготовки на территории Алматинской области ведется без учета заключений казахстанских экспертов?

Елена КОЭМЕЦ, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи