Опубликовано: 19300

Олег Литвиненко: вся правда о жизни и смерти бомбардира

Олег Литвиненко: вся правда о жизни и смерти бомбардира Фото - Эдуард ГАВРИШ

Сегодня десять лет со дня смерти Олега Литвиненко. Жизнь одного из самых талантливых игроков в истории казахстанского футбола полна противоречий. С одной стороны, яркая игровая карьера, с другой – сгубившее ее и жизнь игрока пагубное пристрастие. “КАРАВАН” отдает дань памяти замечательному футболисту, вспоминая самые счастливые и трагические моменты его жизни.

21 ноября 2007 года в Таразе стояла замечательная погода – солнечно, тепло. Однако настроение у жителей влюбленного в футбол города было печальным – на местном стадионе болельщики прощались со своим кумиром Олегом Литвиненко. Тремя днями ранее сотни поклонников его таланта были шокированы известием: футболист был найден мертвым на кладбище с проволокой на шее. Официальная версия – самоубийство. Осознать эту новость, даже зная его пагубное пристрастие, было тяжело…

***

Олег Литвиненко был из простой рабочей семьи. Он рано заявил о себе: уже в 16 лет дебютировал в джамбульском “Химике”, выступавшем во второй лиге чемпионата СССР, а в 18 стал ведущим нападающим и бомбардиром “Тараза” уже в высшей лиге казахстанского чемпионата.

Александр Шмариков, нападающий “Фосфора” / “Тараза” (1992–1995, 1997), лучший бомбардир чемпионата Казахстана-1993, близкий друг Олега Литвиненко:

– Я вернулся в Тараз из Коканда, и в феврале 1992-го на сборах нам представили молодого пацана: “Вот мальчик, 17 лет. Очень перспективный. Так что не обижайте”. Мне тогда уже было 30, ветеран, так что взял я его, как говорится, под свое крыло. С тех пор и пошла у нас с ним дружба: характеры были похожи, друг друга понимали с полуслова, возникла обоюдная симпатия.

Он легко влился в коллектив, в котором тогда было достаточно молодых ребят: Игорь Авдеев, Нуркен Мазбаев, Азамат Ниязымбетов. Олег никогда не звездился, не кичился тем, что такой юный, а уже играет в основном составе. Олег Литвиненко: "Хочу в сборную!"

Евгений Иванович Кузнецов, тренер сборных Казахстана разных возрастов:

– Олег – это человек-гол. Помню, перед игрой в Узбекистане он говорит: “Дайте мне двойные премиальные, я сделаю игру!”. И ведь сделал. Сказал же так, ради смеха: премиальные тогда совсем мизерные были. Дисциплина у него, конечно, хромала, но игре отдавался всем сердцем.

Досье “КАРАВАНА”

ЛИТВИНЕНКО Олег Федорович

Родился 22 ноября 1973 года.

Умер 18 ноября 2007 года.

Нападающий.

Карьера: “Химик” / “Фосфор” / “Тараз” (1990, 1991–1992, 1994, 2007), “Динамо” (Алматы, 1993), “Елимай” / “Семей” (Семипалатинск, 1995–1998, 2002–2003, 2006), “Кайрат” (Алматы, 2000–2001), “Женис” (Астана, 2002), “Актобе” (2004), “Алма-Ата” (2005).

В высшей лиге / суперлиге Казахстана провел 311 матчей, забил 148 мячей.

Чемпион Казахстана 1995, 1998 годов. Обладатель Кубка Казахстана 1995, 2001, 2002 годов.

Лучший бомбардир чемпионата Казахстана 1994, 1998 годов.

В сборной Казахстана (1996–2006) провел 28 матчей, забил 6 мячей.

***

В “Таразе” Литвиненко задержался недолго. В 1993 году Олег на один сезон был откомандирован в алматинское “Динамо”, где собрали талантливую молодежь – кандидатов в олимпийскую сборную, а в 1995-м он был уже в “Елимае”, на который пришелся пик его карьеры. В Семипалатинске Литвиненко дважды становился чемпионом, завоевал титул лучшего бомбардира высшей лиги, забив в 23 играх 23 мяча.

Анатолий Петрович Чернов, главный тренер “Елимая” (1994, 1998):

– Первый раз увидел Олега в алматинском “Динамо” в 1993 году. Я тогда был судьей и работал на одном из матчей. Мимо меня промчался какой-то сумасшедший мальчишка: быстрый, легкий, подвижный. Он сразу бросался в глаза.

Юрий Новиков, вратарь сборной Казахстана (2001–2006):

– Он был неординарным футболистом. Вратари знают, чего ждать от того или иного нападающего: кто-то хорошо бьет с правой ноги, кто-то с левой, а кто-то силен в игре головой. У Литвы не было такого понятия. Он мог в любой момент непонятно откуда вылететь, подставить ногу или голову под мяч, неожиданно пробить. А еще у него была удивительная воля к победе.

***

В 1999 году Литвиненко на целый сезон выпал из поля зрения болельщиков. Он был дисквалифицирован за подписание контракта сразу с двумя клубами – “Иртышом” и “Кайратом”.

Анатолий Петрович Чернов:

– Когда Олег стал лучшим бомбардиром, за ним начали охотиться. “Кайрат” вышел на него, минуя меня и президента клуба, и заключил с ним контракт. Возможно, дали ему какие-то деньги. Меня же пригласили в “Иртыш”, и я позвал Литвиненко с собой. Он мне про “Кайрат” ничего не сказал и тоже подписал с нами соглашение. Начался скандал. Я вылетел в Алматы, встретился с Булатом Абиловым (в то время президент “Кайрата”. – Прим. ред.). Пытался с ним договориться, обещал вернуть деньги, но общего языка мы не нашли. Тот занял принципиальную позицию и подал заявление в палату по разрешению споров. Олега дисквалифицировали, и весь 1999 год он провалял дурака.

***

Были у Литвиненко и попытки закрепиться в зарубежных чемпионатах. Он недолго поиграл в волгоградской “Руси” и на Кипре за “Эрмис”, ездил на просмотр в “Ростов”. Однако все это ничем не закончилось.

Александр Шмариков:

– В 1991 году его забрал в Волгоград Рохус Шох – администратор “Ротора”. Но команде тогда нужен был игрок не на перспективу, а для решения сиюминутных задач. Олег потренировался несколько месяцев, но не захотел сидеть в запасе и вернулся в Тараз. А на Кипре… Что там произошло, не знаю, но только эту тему Олежка закрыл: “Я про Кипр ничего не хочу говорить!”.

Анатолий Петрович Чернов:

– В Ростов он ездил на просмотр. Если здесь я за ним следил, то там кто будет за ним бегать? Приехал пацан – сколько их таких? Вот и пошел, наверное, рыбы поесть, пива попить. Считаю, что только из-за этого у него там не получилось. По игре-то Олег везде проходил.

***

Впервые известные проблемы у Литвиненко начались в Семипалатинске. Именно тогда он стал исчезать на несколько дней, и тренерам приходилось брать его на жесткий медицинский контроль.

Александр Шмариков:

– В 1994 году Олег женился на Юле. Сыграли свадьбу в ресторане “Тюльпан”. Он как раз уходил в “Елимай”, в Семипалатинске ему дали квартиру, машину, у них там родился сын Саша. Все было нормально. Приезжаю как-то раз. Он говорит: “Пойдем посидим, выпьем”. Раз, другой. Я спрашиваю: “Что случилось?” – “Да ничего”. Потом узнаю, что он разводится с женой. Встречаю его тещу – она джамбульская. “Что произошло?” – “Разводятся на почве постоянных пьянок”. А вот из-за чего конкретно запил Олежка, я не знаю.

В первую очередь он, конечно, сам виноват. Возможно, семейное что-то было. Ранняя слава тоже стала одной из причин. Игра заканчивается: “Олег, давай пивка! Давай по сто грамм!”. Все футболисты через это проходили. Олежка – добрая душа, никому не мог отказать, а рядом не оказалось того, кто остановил бы. Настоящих друзей-то у него практически не было, только прихлебатели, которые крутились вокруг него, хвастались тем, что выпивали вместе, но вместо помощи сами топили его.

***

Апрель 2001 года. Сборная Казахстана готовится к решающей отборочной игре чемпионата мира в Алматы против Ирака.

Нашу команду устраивает только победа. Однако ведущий форвард Олег Литвиненко вдруг пропадает из гостиницы. Главный тренер сборной Вахид Масудов вне себя от злости. На собрании он заявляет игрокам, что отчислит Литвиненко. Ветераны заступаются за парт-нера. Знающие его алматинские “места” футболисты находят Олега. Тот выходит на поле и на 30-й минуте закручивает мяч в дальнюю девятку ворот Ирака. Полные трибуны Центрального едва не рухнули от восторга болельщиков. Жаль, но удержать победный счет сборная Казахстана не смогла.

Тот самый матч с Ираком. Фото из архива “КАРАВАНА”
Тот самый матч с Ираком. Фото из архива “КАРАВАНА”

Анатолий Петрович Чернов:

– Литвиненко – футболист от Бога. Одареннее его я еще не встречал. В нем было буквально все: и смелость, и ловкость, и быстрота, и техника обращения с мячом. Мог сыграть на любой позиции. Он был лидером везде: и в ресторане, и на улице, и в команде. Болельщики его просто бого­творили, буквально рвали на куски. Эта любовь в итоге пагубно сказалась.

***

Сезон-2005, казалось, вернул нам прежнего Литвиненко. Он снова оказался в сборной, регулярно выходил и забивал за “Алма-Ату”. Но после окончания чемпионата все началось по новой.

Павел Леус, вратарь “Алма-Аты” (2005):

– Мне Олег показался добрым и простым человеком, хотя у него и был звездный статус, бомбардир всех времен. Ну и бесшабашный он был немного. Одна фраза запомнилась: “Паша, чего они все от меня хотят? Я же забиваю!”.

***

В 2007 году Литвиненко появился в родном “Таразе” и даже забил один гол.

Нуркен Мазбаев, нападающий “Тараза” (2007):

– Тот гол Олег провел с моей передачи. Я мог бы и сам бить, но смотрю, он подбегает к воротам. Я катнул ему мяч, и он забил. Олег сильно радовался голу, возвращению в футбол. Мы тоже думали, что так и будет. Но через неделю он снова потерялся. Теперь уже навсегда… Олег Литвиненко о возвращении в сборную пока не думает

***

Александр Шмариков:

– В Таразе Олег хотел начать новую жизнь. Купил однокомнатную квартиру, в соседнем подъезде открыл магазинчик – там его вторая жена Марина торговала парфюмерией. Какой-никакой доход. Плюс зарплата футболиста. Но вдруг погибла мама: выпала с балкона второго этажа. Потом, когда он был в отъезде с командой, жена быстро продала квартиру с магазинчиком и сбежала с другим. Олежка – к отцу, который жил с другой женщиной. А тот говорит: “Где ты у меня будешь жить? Только одна комната. Можешь в гараже поселиться”.

Представьте себе состояние человека: ни денег, ни магазина, ни квартиры. Пришел ко мне, потеснились. Жил у меня два месяца.

Как-то говорит: “Мне надо уехать” – “Куда?” – “В Шымкент, к тетке. Что мне здесь делать? Жить негде”. Все так и было. “Дай денег, – говорит. – Пять тысяч” – “Поехали. Сначала посажу тебя на маршрутку, а потом дам” – “Нет, я уеду сам”. Это было, как помню, 15 ноября. Идем мимо кафе. “Зайдем, – говорит, – по кружке пива выпьем” – “Ну, давай”. Снова денег просит. Я и дал: пять тысяч тенге – деньги не большие. Он уходит, а 18-го утром звонят из клуба – так, мол, и так, Олег умер.

***

Восстановить картину происшедшего в ночь с 17 на 18 ноября 2007 года уже, к сожалению, не представляется возможным.

Как нам сообщили в ДВД Жамбылской области, уголовное дело возбуждено не было за отсутствием состава преступления. В 2013 году, согласно соответствующему приказу МВД, оно было уничтожено.

Александр Шмариков:

– Есть версия, что Олег поехал за деньгами. Ему были должны 20 тысяч долларов. Его нашли на старом кладбище. На могилке. Оградка у нее низкая, он сидел с жесткой проволокой на шее, которая была примотана к этой оградке. Когда Олег уезжал, он был в новых кроссовках, чистом спортивном костюме, а тут на ногах какие-то тапочки, куртки нет, костюм старый – совсем другая одежда. Олег был верующим. Не так, конечно, чтобы в церковь ходил постоянно, но крестик носил, перед выходом на поле всегда крестился. Он бы сам на себя руки не наложил.

***

На похороны приехали ребята из Семипалатинска, с которыми Литвиненко играл. Были свои, таразские. Много народу, в одно только кафе пришло более ста человек, не считая тех, кто был на кладбище.

Александр Шмариков:

– Похоронили мы Олега, памятник поставили. Рядом лежат мама и старший брат. Тот на мотоцикле разбился. На могилу езжу три раза в год. Удивительно, но кто-то там постоянно убирает, цветы приносит. Кто, не могу понять. Родственников у него в Таразе не осталось. Может, первая жена? Ушел из жизни бомбардир…

***

Литвиненко похоронили 21 ноября, а 22-го у него был день рождения. Его футболист привык отмечать в семье Шмариковых.

Александр Шмариков:

– Олежка приходил и всегда говорил: “Тетя Наташа (это моя жена), дайте мне картошки, лука. Я все почищу, а вы приготовите ужин”. Он был нам, как старший сын.

Литвиненко умер за несколько дней до своего 34-летия, как будто кто-то не захотел отпускать его за возраст Христа.

Алматы