Опубликовано: 1500

Обновление Конституции

Обновление Конституции

Конституционный совет рассмотрел закон “О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК” на предмет его соответствия установленным Конституцией ценностям, основополагающим принципам деятельности и форме правления государства и признал соответствующим действующей Конституции. Официальное решение озвучено в четверг. Но у Президента еще остается право внести возражение на это решение.

В понедельник на рассмотрение парламента было предложено 26 поправок по перерас­пределению полномочий между ветвями власти в 19 статей Конституции. Часть изменений инициировали парламентские фракции партий. В их числе – закрепление роли Нурсултана Назарбаева в Основном законе страны. Его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности, настаивают депутаты, что должно быть отражено в Основном законе. В связи с этим появилась новая норма.

– Предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: “2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Респуб­лики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными, – сообщил мажилисмен Нурлан АБДИРОВ, представивший нововведения в парламенте.

Изменения в Конституцию теперь могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения Конституционного совета об их соответствии отмеченным условиям. Субъектом обращения по данному вопросу депутаты предложили определить главу государства.

Согласно принятому закону, теперь выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РК гражданин может лишь при наличии высшего образования, при этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам на уровне конституционного закона.

В Конституции теперь указано, что международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами, а порядок и условия действия на территории Республики международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством страны.

– Любой договор, как мы знаем, затрагивает в той или иной мере права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав возможно только законами. В связи с этим была предложена данная поправка, принятая совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства, – аргументировал новшество Нурлан Абдиров.

Введен новый механизм за­щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Теперь они не только признаются, но и гарантируются Президентом страны.

Во исполнение этой нормы глава государства наделяется правом обращаться в Конституционный совет для проверки законов и других правовых актов на соответствие Конституции, что хорошо отразится на их качестве, уверен Нурлан Абдиров.

Любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие, признаются неконституционными – эту норму предложила депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана. Для усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в Конституции предлагается закрепить положение, согласно которому лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

Предлагается внести уточнение в Конституцию, что парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим не просто законодательные функции, а законодательную власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой, рассмотрением и принятием законов, регулирующих важнейшие общественные отношения, устанавливающих основополагающие принципы и нормы. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также парламенту в пределах его конституционных полномочий.

– Предлагаемая поправка является вполне логичной, поскольку в статьях 64, 75 и 76 конкретно закреплены положения о том, что исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство, а судебную власть – суды. Несомненно, что данная поправка приведена в соответствие с нормами пунк­та 4 статьи 3 Конституции, которыми установлена система государственной власти с принципом ее разделения на три ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов, – подчеркнул парламентарий.

За Президентом сохранены полномочия по вопросам обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы ветвей государственной власти. В его же компетенции – назначение министра внутренних дел. Учитывается, что Президент страны является Верховным главнокомандующим, а в структуру министерства внутренних дел входит Нацио­нальная гвардия.

В статье 70 появилась норма, в соответствии с которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом.

– Эта норма повышает ответственность депутатов, а также усиливает партийный принцип выборной системы страны, – считает Нурлан Абдиров.

Прошли поправки, предусматривающие передачу от Президента правительству полномочий по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда бюджетников. Теперь этим будет заниматься правительством по согласованию с главой государства. Отвечать за изданные документы будет сам кабмин, Президент лишается права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра.

К исключительному ведению сената предлагается отнести избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека по представлению Президента РК.

Внесены также поправки, предоставляющие возможность установить в Астане особый правовой режим в финансовой сфере. Этой нормой в Конституции закрепляется статус Международного финансового центра “Астана”, регулируемого Конституционным законом.

Все постоянные комитеты палат парламента, фракции политических партий в мажилисе представили положительные заключения и поддержали законопроект. Президент уже воспользовался нормой, позволяющей ему обращаться в Конституционный совет для проверки на соответствие Основному закону действующих и принятых законов, и направил в КС принятый парламентом Закон “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”. Резолютивная часть решения Конституционного совета оглашена вчера. Официальное решение КС – принятый парламентом закон признан соответствующим действующей Конституции, об этом сообщил “КАРАВАНУ” член Конституционного совета Николай БЕЛОРУКОВ.

– Есть у Президента право внести возражение на решение Конституционного совета в течение месяца. Если он такое возражение внесет, то КС должен двумя третями голосов подтвердить свое решение. Если две трети не наберется, то решение Конституционного совета считается непринятым, – пояснил Николай Белоруков. – В новой редакции Конституции право Президента вносить возражение на решение КС исключается. Но пока поправки еще не вступили в силу, такое право у Президента есть.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи