Опубликовано: 2700

Облава на “голубое золото"

Облава на “голубое золото"

В Зайсан-Иртышском бассейне резко сократились запасы судака. Чтобы сохранить рыбу – “голубое золото”, необходимо залатать прорехи в законодательстве и обеспечить разумное водопользование на Иртыше.

Озеро Зайсан и рукотворные Бухтарминское, Усть-Каменогорское и Шульбинское водохранилища составляют третий (после Урал-Каспийского и Балхаш-Алакольского) бассейн и… лакомый кусок для бизнеса. Вода поит, снабжает электроэнергией, дарит рыбу.

Когда-то Зайсан и Иртыш кормили людей белорыбицей – осетром, нельмой, стерлядью. Но теперь от этих видов не осталось и следа. В прошлом десятилетии резко снизились запасы щуки и сазана. Сейчас под угрозой оказался судак. Если раньше в порядке вещей был улов с 7–8-килограммовыми рыбинами, то сегодня редкостью стали даже двухкилограммовые особи. “На рынках Усть-Каменогорска и Семея торгуют мелочью – 10–12 см, куда это годится?” – возмущаются старожилы.

А сколько браконьеров не поймано?

Сегодня в Зайсан-Иртышской акватории для промысла разрешены 11 видов рыбы, на которые установлены лимиты. Например, судака в этом году можно добыть 1,3 тыс. тонн – так определила наука. Только соблюдаются ли эти рамки?

“На 3,5 тысячи километров береговой линии приходится 60 тысяч населения, – вздохнули в областном управлении природных ресурсов. – Примерно по 17 человек на километр. Причем это только сельское население, те, кто живет в поселках у самой воды. А сами знаете, как сегодня с работой на селе. Поэтому все кормятся от озера. При этом культура лова очень низкая, берут всю рыбу – и крупную, и мелкую”.

О масштабах незаконного лова красноречиво говорит статистика. В прошлом году рыбоохрана задержала с сетями и неводами больше двух тысяч человек, в этом – уже 614. А сколько браконьеров не поймано?

Золотая рыбка

Главная рыба, за которой на озеро выходят зимой и летом, – это судак. Цена за килограмм на самом водоеме – 500–600 тенге, в городе еще дороже. Однако 99 процентов “золотой” рыбки потребляют вовсе не в Восточном Казахстане. Филе судака со свистом уходит на экспорт в Данию, Германию и Россию. По 5–6 евро за килограмм! Переработчики готовы принимать продукт днем и ночью, за наличные. Как вы думаете, что выберет житель в безработном поселке – оставаться законопослушным но голодным или заработать денег?

По данным таможенного департамента, ежегодно объем вывезенного за пределы области филе судака превышает лимит на его вылов примерно втрое. “Мы не можем контролировать, откуда рыба идет в продажу и на переработку, – признались в областной инспекции рыбного хозяйства. – Наша компетенция заканчивается вместе с береговой полосой. А рыба – это товар, который перемещается между регионами, переработчики могут, например, закупить судака на Балхаше, обработать и отправить на экспорт”.

Можно ли изменить ситуацию? Легко, говорят специалисты. Достаточно внести в законодательство поправки, обязывающие экспортеров иметь сертификат о происхождении того же судака. Чтобы каждый грамм рыбы, отправляемой за бугор, был прозрачен – кем пойман, где… “В официальном документе не напишешь, что судак куплен у браконьера, – говорят инспекторы. – Придется работать только с легальными промысловиками. Глядишь, теневой бизнес умрет сам собой”.

Оголяются берега, гибнут миллионы мальков

В последние годы бичом для рыбных запасов области стало и обмеление Иртыша. Сброс воды на Усть-Каменогорской ГЭС и, как следствие, срабатывание Бухтарминского водохранилища привели к изоляции на два года главного нерестилища – огромного залива Туранга. Трудно даже представить, сколько мальков за это время недосчитались косяки рыбы! В этом году сама природа взялась исправить просчеты. Благодаря обилию снега и мощному паводку озеро пополнилось уже на треть. Однако, как говорят специалисты, радоваться рано. Владелец гидростанции – компания AES, например, запросто может устроить сброс… в период нереста. Как делала это не раз. Из-за резкого перепада уровня воды оголяются берега с икрометом, гибнут миллионы икринок.

Специалисты предложили недорогой способ наполнения залива Туранга с помощью каналов, попросили отрегулировать режим сбросов воды на ГЭС. Будет вода – будет рыба. Природа сама восстановит запасы, главное – ей не мешать.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото), Восточно-Казахстанская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи