Опубликовано: 1700

Нургазы Жарылгапов: Спорт в Казахстане должен стать такой же системой, как и политика

Нургазы Жарылгапов: Спорт в Казахстане должен стать такой же системой, как и политика

Новость о том, что в Казахстане разработан законопроект, согласно которому финансирование профессиональных футбольных клубов на покупку легионеров будет сокращено в пользу массового спорта, вызвала вздох облегчения у многих спортсменов и тренеров.

Так, заслуженный тренер республики по боксу Нургазы ЖАРЫЛГАПОВ уже не первый год убеждает спортивных функционеров в необходимости выстроить систему, которая будет не просто рождать казахстанских чемпионов, но способствовать укреплению имиджа страны на международной арене.

– Ведь кто такой чемпион? Это визитная карточка, лицо страны, – рассуждает Нургазы Галымович. – Задумайтесь, сколько человек в мире узнали о Казахстане благодаря Гене Головкину! В Америке все ведущие спортсмены находятся на контроле госдепартамента США, с ними ежегодно встречается президент, ведь они – цвет нации, ее гордость и достижение. Наши чемпионы тоже должны быть на контроле в Администрации Президента. Это же люди, на которых смотрят и равняются во всех концах земного шара. Их имена звучат в заголовках ведущих газет мира, на их примере растут новые поколения спортсменов.

– Но, к сожалению, многие наши спортсмены, достигнув высот, уходят выступать под чужие флаги. Как, например, юная шахматистка Бибисара Асаубаева…

– А я о чем говорю! Это и есть упущение наших спортивных функционеров. Знаете, как говорят: от хорошего не бегут. Нужно создать условия для талантливых спортсменов – обеспечить им комфортный быт, условия для жизни и тренировок. Вот мы сейчас помогли получить двухкомнатную квартиру победительнице молодежного чемпионата мира по женской борьбе Ирине Борисовой. Девушка молода, ей всего 21 год, она – воспитанница детского дома. Но уже сейчас прославляет нашу страну, потому и достойна опеки и заботы со стороны государства. Хорошие спортсмены должны быть на особом счету. В бытность мою начальником облспорткомитета мы пытались создать условия для чемпионов и подающих надежды спортсменов: в Центре олимпийской подготовки у каждого из них были своя комната и вещи, вплоть до тапочек и халата. Мы построили бассейн для ведущих спортсменов, чтобы они могли восстанавливаться после соревнований. Чтобы и молодежь посещала бассейн вместе с ними и росла в профессиональном плане. Это тоже привилегия. Я вообще уже давно предлагаю министерству культуры и спорта создать клуб олимпийских чемпионов.

– Но ведь известно немало случаев, когда именитые спортсмены становились участниками неприглядных историй, а после и вовсе были забыты.

– И это упущение спортивного общества, что очень грустно. Взять ту же историю с темиртауским дзюдоистом Исламом Бозбаевым. Его исключили из сборной, практически лишили права заниматься дзюдо, потому что он выпил. Это же крайность! Я лично дошел до министра культуры и спорта, возражая против такого решения. Даже членам олимпийской сборной Кубы по боксу разрешается после турнира выпить бокал вина или пива. К тому же инцидент никак не был доказан – не было экспертиз, ничего, что доказывало бы вину Бозбаева.

И вообще как-то странно: во всем мире своих чемпионов ценят, оберегают, а у нас Головкин выиграл бой у Дэниэла Джейкобса, и тут же на него обрушился шквал критики со стороны соотечественников. Боец Найман, который сам недавно проиграл бой, и никто его при этом не упрекал, наоборот, все поддерживали, в соцсетях рекомендует Гене бросить бокс. Как можно указывать человеку, который столько добился в жизни и спорте, имеет опыт боев и побед над величайшими боксерами мира? Я считаю, министру культуры и спорта нужно выступить и дать отпор всем этим критикам. Еще раз повторюсь: нам нужен профессиональный подход – мы только-только пытаемся восстановить преемственность поколений в спорте и не можем позволить себе разбрасываться талантами.

– Что в данном контексте вы подразумеваете под преемственностью?

– Когда я ездил на Кубу в 2000 году по приглашению руководства Федерации бокса и лично Алсидеса Сагары, Алексис Рубакалба проиграл в финале одного из турниров молодому Одланьеру Солису. Но все отнеслись к этому спокойно. “Это спорт, нет ни одного боксера в мире, который бы ни разу не проигрывал, и мы рассматриваем Рубакалбу в члены сборной на Олимпийские игры в Сиднее”, – сказал мне тогда Сагара. У них подход профессиональный, работают огромные научные центры по спорту. Кубинцы сохраняют весь свой ветеранский состав. А у нас? Головкин, Сапиев, Елеуов нужны в сборной, поскольку, равняясь на них и их достижения, будет расти новое поколение чемпионов.

– Думаете, этого будет достаточно? Ведь для того, чтобы создать хорошую школу спорта, нужны еще и сильные учителя.

– Разумеется! Для того чтобы у нас появились высококлассные тренеры, нужно их обучать. Знаете, в ноябре прошлого года я ездил в Китай и был потрясен: там функционируют огромные спортивные базы по всем видам спорта. И тренеры – наши, выходцы из стран бывшего СССР. Борцы, боксеры – сплошь казахстанцы. В Китае спорт поставлен на научную основу, в него вкладываются огромные деньги, поэтому они сейчас и лидируют в спорте.

– То есть вы предлагаете сделать спорт такой же полноценной отраслью, как, например, сельское хозяйство или производство?

– Я считаю, что спорт в Казахстане должен стать такой же системой, как политика. Например, будучи в Катаре, был поражен тем, какие средства это государство вкладывает в развитие спорта. Арабы могли бы купить лучших спортсменов мира, но они растят своих. Японцы объединили нацию футболом. Они понимают: чтобы команда играла хорошо, надо воспитывать спортсменов, а если и приобретать легионеров, то только тех, которые на голову выше своих. У нас же приглашают иностранцев, которые ничем не лучше наших игроков, а зарплату им платят на несколько порядков выше. Надо же тратить на своих спортсменов, которые сегодня выросли на наших спортивных площадках, а завтра будут представлять Казахстан на мировой арене.

Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи