Опубликовано: 3000

Номерная история

Номерная история

Вот так номер! Вернувшись к своей машине, оставленной у обочины на пару часов, я обнаружила на лобовом стекле помятую бумажку: “Уважаемый водитель! Ваш номер снял сотрудник УДП”…

За рулем я уже семь лет. Принципиально – во избежание всяческих нападок со стороны сильной половины автолюбителей – езжу строго по правилам. Поэтому очень редко встречаюсь с сотрудниками дорожной полиции. Но этот день стал исключением.

Припарковав машину у обочины, я внимательно осмотрела прилегающие окрестности – нет ли каких запрещающих парковку знаков? Знаков не было. Но в нескольких метрах располагалось управление дорожной полиции. А я не раз слышала от водителей, что сотрудники управления “чистят” свой участок от посторонних припаркованных машин. Но ведь это только слухи? Вряд ли дорожные полицейские сами станут нарушать правила!

Машина ждала меня несколько часов, пока я бегала по своим журналистским делам.

А вернувшись, я поняла, в какую переделку мы с ней попали. У моей “Мазды” отсутствовал государственный номер заднего вида. Его аккуратно сняли, причем явно с помощью специальной отвертки…

Ну и кто это сделал? И куда идти за помощью? О, так у меня же в руках записка, в которой как раз все и написано, – “сотрудник УДП”. Ну, значит, туда мне и надо!

Несмотря на то что был уже конец рабочего дня, в дорожную полицию я все-таки дозвонилась. Меня успокоили – дескать, ничего страшного не произошло.

– Завтра придете, заплатите штраф за нарушение и заберете номер.

Но что я нарушила? И можно ли вот так, без меня, брать номер, не оставив никакого документа, не сообщив, кто взял, за какое нарушение?

За ответами на все эти вопросы я отправилась на следующий день в УДП, и там меня ждал сюрприз…

Есть закон, а есть принципы…

Изъятие номера, насколько я понимаю, серьезная мера наказания. Неужели она предусмотрена всего лишь за неверную парковку? А ведь на наших дорогах очень много “раздетых” машин.

Побеседовав с начальником административного отдела УДП ДВД Алматы Тлеужаном Туткужбаевым, я узнала много интересного и полезного для водителей.

Пролистав Административный кодекс, мы нашли статьи, которые как раз и регулируют вопрос о том, за какое нарушение сотрудники дорожной полиции имеют право снимать государственный номер.

Если номер “нечитаемый”, например, заржавел или грязью забрызган. Если не соответствует нормам ГОСТа – взял, например, водитель и сам нарисовал себе номер, дело-то нехитрое. Или, если машина переоборудована, достаточно того, что водитель поставил резонатор на выхлопную трубу, чтобы машина “рычала”, как спортивная. За езду без водительского удостоверения… Читаем дальше. За неправильную парковку по статье 463 Административного кодекса предусматривается штраф. Но никак не снятие номера!

– К сожалению, закон отстает от жизни, – посетовал Тлеужан Туткужбаев. – За неправильную парковку полагается штраф всего два МРП – это очень маленькое наказание. Мы добиваемся ужесточения…

Я задаю вопрос в лоб: получается, что полицейские снимают номера незаконно?

– Мы вынуждены руководствоваться статьей 40, в которой говорится о “крайней необходимости”. Это значит, что номер можно снимать в случае опасности, которая угрожает жизни и здоровью граждан, государству… А может, это террористический акт, машина брошена на обочине в месте скопления народа?!

Бумажка вместо номера

Честно говоря, трудно понять, как снятие номера с машины предотвратит террористический акт и спасет жизнь граждан... Но, следуя этой логике, дорожные полицейские действительно могут применить эту статью закона практически в любых ситуациях.

И применяют! Каждый день сотни водителей не находят номеров на своих машинах.

В лучшем случае, как и я, обнаруживают на лобовом стекле клочок ничего не значащей бумаги. В худшем – вообще никакой информации. Так положено?

– В случае изъятия номера сотрудники УДП составляют протокол изъятия в двух копиях, одна из которых остается на лобовом стекле водителя, – уверяли меня в управлении дорожной полиции. – Протокол установленного образца, составляется в присутствии двух понятых. В нем указываются данные сотрудника, который снял номер, за какое правонарушение номер был изъят, куда обратиться. По номеру уже в управлении устанавливается владелец.

Я бы поверила, но у меня-то на руках не протокол, а всего лишь мятая бумажка!

Мой номер в управлении искали. Но, как можно было догадаться, не нашли. Сотрудники пояснили, что, скорее всего, его сняли… обиженные водители, которые хотели, возможно, припарковаться на мое место. Или охранник любой близрасположенной стоянки, который таким образом вынуждает ставить машины только на платные парковки… Версий много.

– Не могли сотрудники УДП оставить такую бумажку, – уверяли меня дорожно-полицейские начальники и тут же пугали: – Идите в РОВД, заявляйте о краже личного имущества. Номер могут использовать в преступных целях! Угонят машину, потом доказывайте, что это не вы...

Намек поняла. Пришлось бежать в РОВД…

Кстати, за девять месяцев текущего года к ответственности за неправильную парковку в Алматы были привлечены 26 тысяч 375 одителей. За тот же срок с заявлениями об утере или краже номера обратились 780 человек.

Без номера на штрафстоянку?

Затягивать с получением номера лучше не стоит. По закону водитель имеет право доехать без номера только до управления дорожной полиции. Но на деле, лишившись номера, водители ездят “раздетыми” не одну неделю, восстановить его не так-то просто.

За езду без номера грозит штраф – 2 месячных расчетных показателя. Дорожные полицейские сокрушаются – слишком мало…

Возможно, именно это породило среди водителей слух, будто с 25 сентября за езду без номера сотрудники дорожной полиции будут забирать машины на штрафстоянку.

Хотя поди проверь, сняли номер пять минут или две недели назад?

Но слухи подтвердились. В субботу, забрав справку из РОВД, я ехала по городу, исполненная намерений получить номер в понедельник. Меня догнала машина дорожной полиции и по рупору приказала принять правый ряд. Инспектор пояснил, что у них идет отработка, по выходным они забирают на штрафстоянку машины, которые ездят без номера. А вдруг машина в угоне?! В общем, только справка из РОВД меня и выручила.

Кому номер? Недорого…

Восстанавливать номер непросто. Во-первых, нужно взять ту самую справку из РОВД о том, что номер утерян. Причем если водитель хочет до конца бороться за справедливость и уверяет, что его номер все-таки украден, то получить справку будет очень сложно. И долго. Это ж надо будет проводить следствие… Процедура затянется не на одну неделю, и все это время пользоваться машиной вы не сможете.

Дальше уже со справкой на руках необходимо идти на сверку номеров по району, чтобы потом получить новый номер, стилизовать старый и произвести замену техпаспорта…

Каждый водитель знает, что это очень долгая история. Если заняться оформлением через городское управление дорожной полиции, то придется объехать все районные отделы, все батальоны, чтобы получить подписи!

Поэтому знающие водители посоветовали просто сделать дубликат номера на СТО – дескать, быстро и недорого. Так вот, объехав десятки СТО, я везде получила отказ.

Мне объяснили, что, действительно, раньше они делали дубликаты номеров, но теперь полиция строго отслеживает этот бизнес – поскольку он незаконный. И теперь никто не рискует браться за сомнительное дело.

– Если о том, что ваш номер утерян, уже знают в дорожной полиции, лучше меняйте все по правилам, иначе выследят. За подделку государственного номера грозит уже не штраф, а уголовное дело, до трех лет лишения свободы с конфискацией имущества… – просветили меня на СТО.

Как мне удалось узнать, раньше “копированный” номер обходился в 7 тысяч тенге. Замена номера по закону обходится примерно в такую же сумму, но уж очень растягивается по времени. Огромные очереди, сверка номеров…

Так что, уважаемые водители, закрепите свои номера покрепче, не болтами, не скрепками… И помните, что вокруг полно хулиганов, а дорожная полиция выступает за ужесточение мер за неправильную парковку.

Александра МЫСКИНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи