Опубликовано: 4400

Ничейная земля. Схемы отъёма и покупки

Ничейная земля. Схемы отъёма и покупки

До конца этого года правительство Казахстана должно разработать проект поправок в Закон “О земле”, после этого крестьян будут подталкивать выкупать свои участки. Ожидается, что это разрешит проблему деградации земель и даст возможность сельчанам закладывать участки для получения средств на развитие.

Системная деградация

Земли в Казахстане много. В структуре земельного фонда страны земли сельскохозяйственного назначения составляют 98,6 миллиона гектаров, или более 36 процентов от общей территории страны. Тем не менее наше село не может прокормить страну. Причина простая – владение землей невыгодно для бизнеса. Земельный и Налоговый кодексы написаны так, что выгоднее взять участок в аренду на длительный срок и высасывать из него все соки.

Другой парадокс: в частной собственности земли у нас практически нет. Только 1,2 миллиона гектаров имеют конкретных владельцев. Остальные 97,3 миллиона гектаров – или арендованные земли, или залежные. Следовательно, тем, кто арендует большую часть земель, выгодно не приобретать ее в собственность, а лишь пользоваться ею. Естественно, без применения нормальных агротехнологий, без заботы о состоянии земли, без личной ответственности за будущее. В ходе инвентаризации земель, проведенной в 2012–2014 годах, было выявлено более 7 миллионов гектаров неиспользуемых угодий. В основном  это брошенные земли, которые уже деградированы и не представляют ценности.

Схема отъема

Хотя правительство пытается бороться с недобросовестными арендаторами, ничего путного из этого не выходит. В прошлом году решили создать реестр недобросовестных землепользователей. Мол, это позволит отслеживать земли, которые используются не по назначению, и изымать такие участки. Но реестр решает только одну частную проблему. Как заставить село работать – вот глобальная задача, стоящая перед правительством.

– Более 90 процентов пахотных земель фактически поменяли владельцев, – говорит “КАРАВАНУ” член комитета по аграрным вопросам мажилиса Айкын КОНУРОВ. – После 2002 года, когда были внесены изменения в Закон “О земле”, крестьянам запретили отдавать землю в субаренду и обязали самостоятельно обрабатывать участки. Или входить в более крупные предприятия. Для финансирования этих предприятий в состав учредителей пришли так называемые инвесторы. Чтобы меньше платить налогов, самые лучшие земли оценивались по 20–30 тенге за гектар, а техника – по рыночной стоимости. В итоге по стоимости доли пайщиков оказались несоразмерны долям инвесторов. Это привело к доминированию последних, а затем – и к выдавливанию пайщиков из управления. По сути, это была схема отъема земли у крестьян в пользу крупных агроформирований. Так было создано большинство крупных агрохолдингов страны.

Когда появилась возможность закладывать землю в банках, ее судьба стала зависеть лишь от порядочности инвесторов: чаще всего получаемые деньги выводились из предприятий, что приводило к массовым банкротствам. Земля оказывалась в залоге у банка: обрабатывать ее нельзя, пока не закроешь долги. Сам банк не имеет права ее обрабатывать.

Два варианта правительства

– Сколько земли сейчас в залоге – неизвестно. Банки все скрывают за банковской тайной, – отметил депутат. – В последнее время банки начали очистку своих залогов и передали их различным управляющим компаниям. По итогам инвентаризации 9 миллионов гектаров сегодня – проблемные. Но на самом деле такой заброшенной земли у нас больше – минимум 14–15 миллионов гектаров. Дело в том, что получить землю непросто. Этот вопрос решают местные органы власти. Соответственно чаще всего, арендаторы – это местные жители, как-то связанные с чиновниками, или люди со средствами. Крупнейшие арендаторы практически все аффилированы с местными акимами. А своих “сдавать” резона нет, поэтому при инвентаризации цифры сознательно занижают.

Правительство рассматривает два варианта законопроекта, чтобы подтолкнуть арендаторов к выкупу земли. Первый предусматривает продажу земли в течение 10 лет. При этом право на ее выкуп имеет арендатор или тот, кто фактически на ней работает. А институт аренды земли полностью упраздняется. Считается, что это приведет к увеличению плодородия земли, так как собственник всегда в этом заинтересован.

Второй вариант предусматривает выкуп в течение срока аренды – от 1 года до 49 лет. Допустим, фермер взял участок в аренду 10 лет назад. Соответственно он должен выкупить его в оставшиеся 39 лет. Плюсом здесь должно стать отсутствие  социального напряжения, так как срок выкупа увеличивается. При обоих вариантах сохраняется возможность залога земель в банке для получения кредита на развитие. А с увеличением капитализации села автоматически должна возрасти отдача от земли. И если правительство сдержит обещание, аукционы по продаже земель сельхозназначения могут начаться еще до конца этого года.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи