Опубликовано: 913

Ничего из ничего не бывает

Международный праздник джаза, так еще называют фестиваль Тагира Зарипова, несмотря на жизнерадостное название и интересный состав участников, вызвал полярные чувства. Удовольствия за эти четыре вечера я получил массу. Однако после выступления немецкой группы Max.bab мне стало грустно…

Грустно от того, что эти молодые музыканты (примерно мои ровесники) играют такую музыку, до которой наши исполнители не скоро дойдут. И тут дело даже не в профессиональных возможностях или невозможностях казахстанских артистов, а в образе мышления и отношении к джазу как к явлению современной культуры, а не музейному раритету. Грустно также стало от того, что такие музыкальные откровения у нас случаются всего лишь раз в год. И это в Алматы. Я даже боюсь представить, какая альтернатива досугу существует у жителей нестоличных населенных пунктов.

В прошлом году я рассуждал о том, в каком десятилетии прошлого века задержались наши музыканты и что пора бы им, собравшись, представить что-то действительно конкурентоспособное. Не отказываясь от прежних слов, в этот раз я буду все-таки менее категоричным, отдавая себе отчет в том, что ничего из ничего не бывает.

Да, участие в зарубежных фестивалях и, конечно, гастроли стали бы для наших артистов большим подспорьем. Но, чтобы попасть туда, есть ряд вопросов, которые не решаются с бухты-барахты. Кроме поиска спонсоров на поездки (что, пожалуй, является судьбоносным моментом), нужно подготовить программу. Для чего надо найти место и время для репетиций. А время музыкантам надо выкраивать в промежутках между их основной деятельностью, которая, как правило, с джазом вообще не пересекается (преподавание, работа в “кабаках” и на корпоративах).

Затем программу желательно “обкатать” на публике. А как это можно делать, если в Алматы не осталось ни одного специализированного места, где звучал бы джаз? В дикие 1990-е в этом смысле было проще и интересней. Сейчас на смену прошловековой неустроенности пришли как бы респектабельность и гламур. Но вместе с этим для джаза (крайне респектабельной музыки), да и для другой живой музыки, места в клубах не осталось. Я не имею в виду многочисленные коллективы, которые спекулируют на непритязательности вкусов алматинской публики и играют затертые до дыр классик-рок-хиты.

…Собственно, даже тех же вышедших в тираж The Magic of Nomads обвинять в чем-то не хочется. Понятно, что третий раз одну и ту же программу на фестивале они играют не от хорошей жизни… Также можно понять и устроителей джаз-форума, которые приглашают эту группу, потому как особо некого (с яркими новичками в Алматы никак), а более или менее раскрученные “мэджики” обеспечивают какую-никакую зрительскую посещаемость. Когда Карлыгаш – менеджер фестиваля джаза, она же ведущая, она же переводчик и прочая, прочая, прочая – под конец фестиваля во всеуслышание говорит, мол, “ау, фестивалю нужны спонсоры”, то это больше похоже на крик души. Видимо, другие способы выстроить коммуникацию с партнерами уже не помогают.

Но все же, несмотря на все эти невеселые умозаключения, будем ждать следующего фестиваля. Десятого по счету. Но даже если он, как и нынешний, не будет блистать во всех красках, думаю, народ по привычке соберется. Потому как ходить особенно некуда.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...

[X]