Опубликовано: 1500

Невероятные решения Трампа и городские легенды Алматы

Невероятные решения Трампа и городские легенды Алматы

Эта новая книга Макса КАРАХАНА набирает популярность не только среди алматинцев. Я проглотил его городские легенды залпом. Такой реалистично разыгравшейся фантазии в голове таинственного автора и ее необычной подачи не встречал давно.

И вступление удивило – Graf Yusupoff лично дал рецензию. Но кто в этой жизни автор, читателям наверняка тоже неведомо. Вчера мне удалось встретиться с графом, чтобы поговорить о книге. Чай-кофе с ним пили, вопросы друг другу задавали. К примеру, почему известный автор спрятался за псевдонимом? Чтобы не побили за откровенность в высказываниях о судьбе доллара и причудах Трампа? Не разорвали на цитаты, не сожгли на костре?

Мы начали беседу с Graf Yusupoff, неторопливо, глядя на дождливое алматинское небо и медленно прихлебывая травяной чай. Я напомнил ему, что в свое время он был достаточно активен в "Фейсбуке", но в последнее время как-то исчез, но вдруг появился, написав предисловие к новой книге. Что случилось, спросил я его.

– Да времени все меньше, хотя это, конечно, не оправдание. Другое дело, когда Карахан попросил написать предисловие к своей книге. Таким людям не отказывают. Ну а когда я прочитал "Городские легенды Алматы", то понял, что это 195 страниц абсолютного эпикурейского времяпрепровождения. И сто километров в час драйва. И сто килограммов еще чего-то необъяснимо волнующего. В этой книге есть счастье чтения. Она, как изысканное вино с богатым и искристым букетом, которое пьешь весенними вечерами и оно оставляет после себя восхитительное послевкусие и долгую мозговую и душевную эйфорию.

– А скажите, Graf, почему эта книга появилась в Алматы, неужели именно здесь существуют предпосылки, для написания таких, не побоюсь этого слова, странных, наполненных образами и ассоциациями историй?

– Алматы – это не типичный казахстанский город, он более космополитичен и даже космичен, его приближенность к звездам делает местных жителей немного другими. Я думаю, они более подготовлены к встрече с чем-то необыкновенным и быстро привыкнут к тому, что другие будут всегда считать сверхъестественным. Хотя думаю, и другие города имеют свои интересные особенности и странных персонажей.

– Например?

– Недавно у меня гостил приятель из Петропавловска, который на третий день волеизъяв… возлияния мендозского Мальбека рассказал мне историю про собаку с человеческим лицом, которая с давних пор живет еще в районе их Татарской слободы и зовут ее Сергей Иванович. Считается что собака эта – оборотень, в которую превратился внебрачный сын великого писателя Ивана Тургенева, то ли за то, что его папа написал "Муму", то ли еще за какие-то заслуги. И после смерти великого отца она из города Буживаля, что в пригороде Парижа, где он умер, поездом пересекла всю Европу и часть Азии и в конечном итоге осела у нас на севере. Вот. И, может, найдется теперь какой-нибудь петропавловский Макс Карахан, который напишет что-то этакое между "Муму" и "Шариковым". Так что у каждого города есть свои легенды. Я уверен.

– Раскройте тайну: кто спрятал в потайной комнате на своей даче под Талгаром 20 миллионов долларов?

– Это вы о Максате? Да, был такой персонаж на берегу Великой реки, по которой текут экспорт-импорт, тендер из одного источника и всякое другое лакомое бюджетное зелье. Но об этом надо самому читать. Так рассказать, как вкусно это написано Караханом, не смогу. Кому-то я даже сейчас немного завидую.

– Кому именно?

– Тем, кто возьмет в руки эту книгу. Она сразу смыкается вокруг тебя, словно вода после прыжка в море, у нее много подводных течений, по которым плывут герои и персонажи, многие из них вам наверняка известны. Возможно, даже и себя кто-то узнает, живущим на берегу той Великой реки, и судьбу свою узнает да и исправить успеет что-то по ходу. Если умный, конечно.

Сказка ложь, да в ней намек

Сославшись на нехватку времени, Graf Yusupoff попрощался и ушел в сторону начинающего темнеть горизонта. А я раскрыл предисловие, написанное им.

В книге – восемь легенд-сказок, каждая из которых действительно представляет собой маленький волшебный мир, живущий своей жизнью в тени огромного мегаполиса. Герои книги буквально встроены в знакомую нам с детства реальность, в близкие и понятные вещи, связанные с любимым городом. Автору удалось наделить привычные и обыденные вещи сказочным и волшебным наполнением так искусно, что практически не замечаешь, где начинается миф и где заканчивается реальность.

"Мир рухнул… Безналичные доллары США переводят в долговые обязательства с выплатой через сто лет. Трамп сделал невероятный шаг. Он подписал указ о том, что первым шагом станет ввод новых наличных долларов, а все те, которые находятся за границей США, могут там дальше и оставаться… Что теперь будет с почти 20 миллионами долларов наличных денег, которые лежат на даче под Талгаром? Максата эта история просто раздавила…".

Читаю эти строчки и вместе с героем легенды судорожно ищу выход из ситуации, примеряю на своих знакомых невероятные приемы и предложенные методы самосохранения. Варюсь в котле страстей.

"Максат все время был на взводе, нервы у него были натянуты до предела. В последние несколько лет он постоянно видел, как вокруг него брали сослуживцев, коллег, как брали людей в соседних родственных ведомствах. В этом не было системы, взять могли любого. Потому что они все сидели у полноводной Великой реки… Не у всех получалось из реки зачерпнуть, кто-то не хотел, гораздо больше было тех, кто просто не мог добраться до желанного берега. Но тот, кто все-таки дотянулся и окунул свою воспаленную от желания голову в мутный поток, который медленно и величественно струился между берегов Великой реки, все никак не мог напиться.

Они пили и пили, потом снимали стресс алкоголем и банями и снова возвращались к могучей реке, которая приносила им богатство и наслаждение. Потом некоторых насильно отрывали от реки, как детей от материнской груди, и они точно так же, как когда-то давно в детстве, горько плакали от обиды и злости. Обиднее всего им было, что кто-то новый займет их теплое место на берегу, но еще обиднее, если другие, соседи, оставались на прежнем месте среди знакомых камышей. Это была настоящая ревность, как у самого маленького ребенка к только что родившимся сестре или брату или как у ребенка постарше, которого отправили в аул к бабушке, а брата или сестру оставили дома".

Каждый из нас знает историю Золотой рыбки и, как минимум, основную сюжетную линию сказки Пушкина, но то, что происходит с ее прагматичной родственницей, пойманной в Балхаше, – это новейшая история и продолжение старой сказки в совершенно бесподобном и неожиданном для всех ракурсе. Книга "Городские легенды Алматы" буквально набита фольклорными образами разных народов и культур, которые причудливо переплетаются между собой и на выходе создают совершенно потрясающую гремучую смесь персонажей, событий, вещей и образов. Джинны и дэвы, тролли и ведьмы, драконы и говорящие рыбки, впаянные в алматинские пейзажи и действительность, тем не менее смотрятся там абсолютно уместно и гармонично.

Сюжеты легенд остроумны и абсолютно оригинальны. Чего стоит история домового по имени Герман, выбравшего в качестве своего дома самолет "Эйр Астаны". Блестящая задумка в своем развитии превращается в трагикомический фарс с историей домовых в Казахстане, с домовыми иммигрантами, таможней, депортацией и прочими прелестями, когда все эти вроде понятные вещи рассматриваются через призму абсолютно абсурдных ситуаций, главными героями которых становятся сказочные персонажи.

"…Когда отчего-то бежишь, от этого ничего в мире не меняется. Может, надо начать путешествовать по-настоящему, может, надо увидеть мир, а еще, может, надо послушать стариков, побродить по Алмате, поговорить с еге, узнать больше о мире, в котором живешь…

Когда он еще жил в самолете, это придавало ему достаточно уверенности, но теперь, когда его выгнали с борта лайнера "Эйр Астаны", он чувствовал себя покинутым. Он был один в чужом городе.

Степь манила Германа, она обволакивала его, она нервно дышала. Он уже знал, что изменился, что не хочет больше ни в огромные городские муравейники, ни в старые, поросшие мхом дома у Алматинского аэропорта. По крайней мере пока, может быть, потом, когда-нибудь, он вернется, но не сегодня и не завтра. А сейчас ему вдруг захотелось молока, и он подумал, что он уже вернулся".

Вместо эпилога

Все восемь сказок-легенд Макса Карахана, как правильно заметил во вступлении Graf Yusupoff, "словно цветные шарики взлетают в небо и заставляют долго провожать их взглядом, в создании новых образов, которые с первых строк книги начинают рисовать причудливые узоры в вашем сознании, в сюжетных хитросплетениях, которые перекатываются в ваших мыслях, словно речные камешки под горной речкой, образуя живописные картинки, дающие повод рисовать новые поразительные картины в вашем воображении". Там же и образы современных чиновников, и известных бизнесменов, и обыкновенных жителей мегаполиса. Всем места хватает в этих причудливых карахановских легендах Алматы. И все они – узнаваемые, живые и до боли знакомые каждому из нас.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи