Опубликовано: 1700

Нечего зубрить

Нечего зубрить

Недоброй традицией начинается в Казахстане новый учебный год. Хит-парад школьных проблем возглавляет дефицит учебников.

По информации наших собкоров, школьникам, вот уже две недели как севшим за парты, нечего зубрить. Буквально: большинство отечественных учебников, по которым предписано изучать науки, ни ученики, ни их родители в глаза не видывали. Покупательский ажиотаж, начавшийся в первых числах сентября, ни к чему хорошему пока не привел, очереди в книжные магазины – как за докторской колбасой в советские годы.

Предписанное переиздание учебников каждые четыре года на практике обернулось очередным фарсом. Нынешние семиклассники как раз стали жертвой “переизданных учебников”, опаздывающих на пару месяцев каждый год. Так, отечественная алгебра для семиклассников не только не издана, но еще даже не написана! Сроки сдачи учебника в печать не определены.

Атырауские выпускники и вовсе учатся пока только по четырем учебникам – “Казахский язык”, “Химия”, “Начальная военная подготовка” и “Основы обществознания”. Все остальные учебники (тираж без малого шесть тысяч новых книг) задерживаются в типографии.

По данным, которые предоставляют региональные департаменты образования, обеспеченность школ комплектами учебников практически стопроцентная. На деле все сложнее. Недешевые комплекты учебников в первую очередь распределяются по малообеспеченным и многодетным семьям. Это порядка 80 процентов “бюджетных” книг. Оставшиеся 20 процентов распределяются между отличниками учебы, детьми репатриантов и военнослужащих.

Остальным родителям приходится за источник знания своего чада выкладывать немалые суммы, особенно если учитывать спекулятивную сторону процесса. Все лето учебники лежат на прилавках, никем не востребованные, а в первые недели сентября спрос на них зашкаливает за 250 процентов – и цены, по законам рынка, тоже зашкаливают.

Так, родителям первоклашек за букварь на казахском языке приходится платить около тысячи тенге. Но и те нынче в дефиците: предприимчивые дельцы учебники с полок издательских магазинов предусмотрительно скупили и теперь торгуют, что называется, в три цены и то по знакомству.

Еще одно недоразумение – отсутствие централизации в местах продажи учебников. Особенно остро эта проблема стоит в регионах, где каждый учебник нужно искать в разных точках сбыта: какой – в магазине, а какой и на рынках. Если повезет – за неделю непрерывной беготни можно раздобыть две трети от необходимого числа учебников. В общей сложности за комплект учебников для одного чада в среднем придется раскошелиться на 10 тысяч тенге.

По сообщению нашего таразского корреспондента, в одной из городских школ детям и вовсе из года в год раздают учебники двух издательств – 50 на 50, “ненужные” книги оформляются – для статистики, но в учебном процессе не востребованы. Вот и приходится родителям обивать пороги издательства в поисках дефицитных пособий, необходимых для уроков.

Пенять на родительскую нерасторопность, повлекшую за собой ажиотажный спрос и рост цен на учебную литературу, не приходится: до последнего момента школьники не получают списка необходимой литературы.

Но и винить во всех грехах министерство образования тоже вроде неправильно: обеспечение региональных школ учебниками является функциональной обязанностью областных департаментов образования. По словам Алмы Абылкасымовой, директора РНПЦ “Учебник”, библиотечные фонды школ сейчас состоят на местном финансировании.

– Механизм обеспечения школ учебниками таков: сначала утверждается перечень учебной литературы, рекомендованной министерством образования и науки РК, – поясняет Алма Есимбековна. – Затем директора областных департаментов должны заблаговременно (!), не менее чем за полгода, подать заявку, в которой будет указано количество необходимых для области учебников. Потом – дело за издательствами и типографиями. Причем департаменты образования должны взять это под свой контроль, ведь из их казны идет финансирование. Министерство финансирует пополнение библиотечных фондов республиканских учебных заведений. Там как раз с учебниками все в порядке. Да, я точно знаю, что обеспеченность школ учебниками – не стопроцентная. Даже в экспериментальных классах литературы не хватает. И достать ее сложно. Ко мне часто обращаются чиновники с вопросом о том, где раздобыть учебники для детей. Я им на это отвечаю: это вы должны регулировать!

Зарина АХМАТОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи