Опубликовано: 3800

Не задохнуться бы!

Не задохнуться бы!

Мы, алматинцы, очень сильно переживаем за экологию родного города. Потому что дышать с каждым годом становится все труднее. Растет количество аллергиков, астматиков. Между тем сады, парки и другие зеленые зоны беспощадно уничтожаются.

Вопросов к экологам накопилось много не только у журналистов, но и у наших читателей. Поэтому на “прямую линию” мы пригласили заместителей начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы Алтая РАХИМБЕТОВА и Марата КЕСИКБАЕВА.

Штраф для соседей

– Меня зовут Александра, я живу в частном секторе Алматы. Соседи постоянно топят баню чем попало – резиной, пластиком. Из трубы идет черный дым с жутким запахом. Какие меры можно принять к этим людям?

Алтай Рахимбетов: Очень актуальный вопрос! Установлено: выбросы вредных веществ от частных домовладений города можно сопоставить с выбросами от самого крупного загрязнителя Алматы – ТЭЦ-1. А если хозяева топят резиной, пластиком, выбросы увеличиваются многократно. Подобные действия категорически запрещены! Вы можете обратиться в экологическую инспекцию при районном акимате. Экологи совместно с районными полицейскими выедут по вашему сигналу, и если факты подтвердятся, недобросовестные соседи будут предупреждены или заплатят штраф – до 20 месячных расчетных показателей, или более 28 тысяч тенге!

Чтобы вы знали: в Алматы даже сжигание листвы запрещено!

Помойки “утопят” в асфальте

– На улицах Алматы очень много мусора – пластиковой тары, бутылок. Помойки во дворах выглядят просто страшно! Неужели ничего нельзя придумать?

Марат Кесикбаев: В Алматы уже реализуется пилотный проект по установке заглубленных емкостей (вместо мусорных контейнеров) во дворах микрорайонов по аналогу скандинавских стран. Емкости будут глубоко закопаны в землю, что исключает появление вокруг них неприятных запахов. Объем такой емкости внушительный – от 3 до 5 кубических метров. Тогда как обычный контейнер вмещает 1,1 кубического метра мусора.

– А это не опасно для детей?

М.К.: Нет, люк достаточно узкий, ребенок в него не пролезет. К тому же мы предполагаем наличие охраны в экспериментальных дворах.

Параллельно мы внедрили раздельный сбор твердых бытовых отходов: отдельные контейнеры для бумаги, бутылок, пластиковой тары, пищевых отходов. Они установлены в микрорайоне “Орбита”, чуть ниже проспекта Аль-Фараби. В начале проекта мусор сортировали по пакетам примерно 40 процентов жителей. Поэтому нам пришлось специально ставить человека, который подсказывал, что и как делать, разделял отходы. Сегодня примерно 80 процентов жителей сортируют отходы. Это поможет в их дальнейшей переработке.

Токсичный бензин, изношенный автопарк

Кор.: Читатели “Каравана” часто задают вопросы: какие программы по очистке воздуха реализуются в Алматы, ведь деньги выделяются немалые? Берется ли за основу опыт мировых держав, где решили проблему смога?

А.Р.: В городе выполняется комплексная программа “Снижение загрязнения окружающей среды”. Разработаны конкретные целевые индикаторы – показатели, которых мы должны добиться в 2012 – 2015 годах, вплоть до окончания срока действия программы к 2018 году. Наблюдение за воздухом ведет “Казгидромет” по пяти ингредиентам: это взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, фенол и формальдегид. На основании наблюдений регулярно выводится комплексный коэффициент – ИЗА5 (индекс загрязнения атмосферы по пяти веществам). За 9 месяцев 2010 года ИЗА Алматы составил 11,7 единицы, для сравнения – в 2009 году эта цифра была 13.

По данным “Казгидромета”, больше всего в воздухе формальдегида – он присутствует в выбросах автомашин. Нормы превышены по диоксиду азота и пыли. Самая большая для нас проблема – загрязнение воздушного бассейна автотранспортом.

За 9 месяцев 2010 года дорожными полицейскими выявлено 15 955 автомобилей с нарушением норм токсичности.

Но беда не только в том, что многие машины морально и технически устарели. Качество автомобильного топлива никуда не годится! Проверены 124 автозаправки Алматы, на 26 АЗС и двух нефтехранилищах обнаружено несоответствие топлива нормам токсичности.

Может, улицы нужно мыть?

Кор.: В европейских странах регулярно моют улицы, чтобы не было пыли. Почему в Алматы улицы, проспекты моют крайне редко?

А.Р.: У нас улицы моют, но только в ночные и утренние часы – днем мешают припаркованный автотранспорт, пробки на дорогах. Администраторы программ по уличной уборке – районные акиматы, и им выделяются на это деньги. Может, недостаточно?

– У меня вопрос: почему на центральных улицах Алматы опять появился грузовой транспорт? Вроде запретили его движение в центре…

М.К.: Если раньше движение грузового транспорта в сторону Медеу, урочища Шымбулак было ограничено, то сейчас там ведется строительство объектов Азиады. Поэтому ограничение сняли. Но только для строителей, которые там работают, – у них должен быть спецпропуск.

Тонны отходов – в воздух

– Вас беспокоят жители частного сектора района ТЭЦ-1. Слышали, скоро прекратятся наши мучения от угольных выбросов этого предприятия…

А.Р.: Основные выбросы в атмосферу – от предприятий теплоэнергетики. Раньше загрязнителем в городе была ТЭЦ-1. Выбросы от нее составляют более 6 тысяч тонн в год. На сегодняшний день ТЭЦ-1 готова к круглогодичному использованию природного газа. Мы возлагаем большие надежды на газопровод, который свяжет Западный Казахстан с югом. Как только он будет введен в эксплуатацию, проблема ТЭЦ-1 решится.

Сложнее обстоит дело с ТЭЦ-2, что на территории Алматинской области, рядом с Алматы. Выбросы от нее составляют более 37 тысяч тонн. Из-за ветров более 16 тысяч тонн попадает в город – это гораздо больше, чем наши стационарные источники выбрасывают. На ТЭЦ-2 используются угли экибастузских месторождений с высокой зольностью – от 38 до 41 процента. Не все котлы оборудованы современным пылегазоочистным оборудованием. Мы ведем работу с областным акиматом, владельцами ТЭЦ-2 по оснащению агрегатов новейшим оборудованием, ставим вопрос о переводе ТЭЦ на природный газ. Но этот вопрос очень дорогостоящий.

Под топор – 9000 аварийных деревьев

– Я живу на проспекте Сейфуллина. До сих пор не могу прийти в себя после сноса десятков деревьев. Слышала, что вместо срубленных должны высадить новые деревья. И где их высадили?

М.К.: Я понимаю людей: видеть, как рубят деревья, тяжело. Но в данном случае не было другого выхода. К тому же многие деревья повреждены. Горожане не могут на глаз определить – аварийное дерево или нет. Крона может оставаться зеленой, а внутри – гнилой ствол. В 2010 году в Алматы произошло 264 случая падения деревьев, и не все обошлось благополучно – упавшая ветка убила девушку. Так что это вопрос непростой.

Мы дали разрешения на снос 114 деревьев в связи с расширением проспекта Сейфуллина. Фирма, производившая снос деревьев, уже высадила более 150 саженцев по проспекту Сейфуллина от Сатпаева до Райымбека. Оставшиеся деревья посадят в других местах.

В целом по городу мы дали разрешения на снос 9000 аварийных деревьев и 2980 деревьев, попадающих под вынужденный снос. Вместо них уже высажено 17 тысяч зеленых насаждений.

Приоритет – тополям и елям

Кор.: Каким породам деревьев сегодня отдается предпочтение?

М.К.: Приоритет – хвойным породам. Их высаживают на основных магистральных трассах и объектах Азиады. К сожалению, мы столкнулись с тем, что граждане… выкапывают ели. Люди не понимают, что дерево сажают по определенной технологии, а когда его вот так варварски выкапывают, то оно погибает.

А.Р.: В верхней части города мы стараемся больше высаживать деревья хвойных пород, а в нижней, где проблема с подтоплением домов грунтовыми водами, – тополя. Тополь уникален тем, что за день может выкачать из почвы 10 литров воды.

Кор.: На тополиный пух у многих людей сильная аллергия. Тем не менее эту породу высаживают снова и снова…

А.Р.: В Алматы сейчас высаживают только мужские особи, у них нет пуха.

Где воздух лучше?

– При покупке недвижимости покупатели обращают внимание на район. А в какой части города в воздухе наибольшая концентрация вредных веществ?

А.Р.: Как известно, Алматы расположен в котловине, продуваемость низкая. Утром воздушные потоки направляются в горы, а вечером спускаются обратно в город. Естественно, чем ближе к горам, тем чище воздух. Северная часть города более загрязненная, чем южная. Наиболее проблемный в этом плане район ТЭЦ-1 – пересечение проспектов Райымбека и Сейфуллина. Здесь самая высокая концентрация вредных веществ. Западная, восточная части города по загрязненности практически одинаковые.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи