Опубликовано: 1500

Не поднимать волну!

Разгромные речи в адрес компании “КазМунайГаз”, прозвучавшие недавно с высоких трибун, побудили депутатов парламента лично разобраться с тем, что сейчас происходит в отечественной “нефтянке”.

На прошлой неделе президент национальной нефтегазовой компании Узакбай Карабалин принял депутатов – членов комитета мажилиса по экономическим реформам и региональному развитию.

В самом начале беседы президент “КазМунайГаза” заявил, что национальная компания была создана государством как инструмент влияния на нефтяной рынок как внешний, так и внутренний. Миссия компании – служить интересам казахстанцев.

Национальная компания АО “КазМунайГаз” – стопроцентно государственная. Весь пакет ее акций принадлежит правительству республики.

Сегодня КМГ добывает около четверти нефти и газоконденсата в республике, транспортирует около 80 процентов нефти и 100 процентов газа, обеспечивает 50 процентов нефтепереработки.

Между тем “КазМунайГазу” приходится даже внутри страны выдерживать конкуренцию с транснациональными “акулами” – таковы законы бизнеса.

Но даже на нынешнем уровне компания уверенно борется с конкурентами, не прибегая к административному давлению со стороны главного акционера – государства. Хотя претендовать на преференции могло бы: ежегодно группа компаний “КазМунайГаз” выплачивает в бюджет свыше миллиарда долларов.

Узакбай Карабалин сравнил компанию с маленькой “лодкой на краю озера”.

– Мы занимаем лишь десятую часть этого озера, – заметил Узакбай Карабалин. – Необходимо “плавать аккуратно, не поднимая волн”: тот уровень влияния на экономику, который мы оказываем, не позволяет резких непродуманных шагов.

Основной потенциал “КазМунайГаза” – уже разработанные месторождения. Но среди них есть и такие, которые почти исчерпали свой ресурс. Старейшему месторождению Доссор два года назад исполнилось… 90 лет! На многих буровых добытая нефть, подлежащая переработке, составляет не более 5–7 процентов.

Однако компания не намерена отказываться от низкорентабельных, убыточных месторождений. Почему? Люди, живущие здесь, могут остаться без работы. И компания вкладывает астрономические суммы в разведку новых месторождений, в частности в казахстанском секторе Каспийского моря, чтобы нефтяники депрессивных поселков смогли бы найти новые рабочие места.

Компания наращивает свое присутствие на внутреннем рынке и интересуется не только добычей и экспортом нефти. Реконструирован и модернизирован Атырауский нефтеперерабатывающий завод, построенный в 1944 году. Теперь предприятие готово выпускать продукцию по стандартам “Евро­4”. Компания на собственные средства выкупает АЗС у частников, модернизирует их. Но сегодня доля “КазМунайГаза” на бензиновом рынке страны не превышает 16 процентов.

– Как только мы поднимем этот показатель до 20 процентов, у нас появится возможность влиять на цены, – убежден Узакбай Карабалин.

В числе прочих был задан вопрос о чрезмерно большой численности штата компании.

– Периодически мы сами “шерстим” наши структуры в плане численности, – пояснил свою позицию глава “КазМунайГаза”. – Но сегодняшнее число людей, которые задействованы в центральном аппарате, в нашем представлении, соответствует объему работ, выполняемых компанией.

Али САЛБИЕВ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи