Опубликовано: 2400

Эффект маркетинга: как в китайских лагерях американские солдаты становились убежденными коммунистами

Эффект маркетинга: как в китайских лагерях американские солдаты становились убежденными коммунистами

С идеологией в США всегда было всё в порядке. Мало кто из граждан этой страны воевал на стороне противника. Это были частные случаи. Мало кто из солдат-военнопленных переходил на сторону врага. Пока США не столкнулись с китайскими коммунистами.

После корейской войны 1950–1953 годов власти обнаружили непонятный феномен: около трети американцев из тех, кто вернулся на родину из плена, вдруг стали политически неблагонадежными.

Они положительно отзывались о социалистическом строе, открыто поддерживали аргументы КНР и СССР, с теплотой говорили о солдатах, которые их охраняли, доносили друг на друга.

И, что было ужаснее всего для военных, критично относились к США и существующему строю.

Специалисты ЦРУ ломали голову, пытаясь понять, что сделало американских солдат такими мягкотелыми и отзывчивыми. Они считали, что корейские лагеря были ужасны: пленных избивали, морили голодом, пытали. К этому военные были готовы. Более того, солдат специально готовили к жестокому обращению. Но все говорило, что с солдатами произошло что-то иное. У американского военного командования началась паника: “Коммунисты обладают какими-то особыми технологиями переубеждения людей!”. Непонимание вызывало страх. Они сами себя стали накручивать.

Тайна открылась сама собой, когда в Штаты вернулся офицер, который рассказал о восточных методах перевоспитания.

“Перевоспитанными” оказались лишь те пленные, которые содержались в лагерях, организованных китайцами.

Во-вторых, никто особо пленных не избивал. Целью было не подчинение, а идеологическое разложение. В-третьих, обработка была пошаговой.

В каком Шаолине они это придумали?

Сейчас это кажется простым и очевидным. Но тогда было откровением. Начинать надо по-китайски. С малого. Если любому американцу в лоб заявить, что коммунизм лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет искать аргументы в пользу своих убеждений. Его будет трудно переубедить. Поэтому специалисты просили солдата признать вполне безобидную вещь. Например, что в США имеются некоторые социальные проблемы. Это утверждение пленные и сами разделяли. Или что в США огромный разрыв между богатыми и бедными. Признали?

Бинго! Первый этап пройден…

Пленника просили перечислить, что конкретно ему не нравится в американском обществе.

Тех, кто любит конкретику, просили составить список из 5–8–10 самых главных проблем. Составили? Теперь обоснуйте свою позицию. Почему вы так считаете? Можно с жизненными примерами. Потом просили написать сочинение об этом и о том, как можно исправить недостатки.

Давления не было. Никто не заставлял янки отрекаться от убеждений. Не били и не морили голодом.

Более того, спецы вступали с пленным в открытую дискуссию. Политработники показывали, что уважают мнение солдата. Если он был неразговорчив, его критиковали за неискренность. Если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм. Так сохранялась видимость свободы мнения.

Обработанных американцев отправляли в лагеря, где они делились своими новыми идеями с товарищами.

Это же лагерь для военнопленных. Все подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Другие – критике поведения, привычек и взглядов лично каждого. Своего рода сеанс групповой психотерапии. Лагерное командование могло свободно формировать команды из пленных, чтобы работа шла максимально эффективно. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе набор новых ощущений и убеждений. Были и такие, кто боялся возвращаться домой, в мир жестокости и эксплуатации.

Американские специалисты назвали этот “мягкий” метод обработки промыванием мозгов. Они буквально перевели идиому из двух иероглифов “мыть” и “мозг”.

Открытие китайской методики взорвало психологию как отрасль знаний. Специалисты стали разрабатывать методы влияния на социальные группы, чтобы добиться от них нужного поведения. Самый известный результат – метод лечения алкоголиков в группе добровольцев. Или регулярное посещение психотерапевтов для лечения зависимости. Правда, методы не самые эффективные, так как здесь больные сами решают, что говорить, а китайская методика не дает человеку шанса скрыть от окружающих что-то потаенное…

Эти методы взяли на вооружение и современные маркетологи.

Правда, тоже в усеченном виде, так как они не могут взять покупателя в плен и контролировать его поведение.

Самый простой прием: в магазине к вам подходит представитель компании, которая производит новое печенье. С дружеской улыбкой он предлагает оценить новый продукт и говорит волшебные слова: “Ваше мнение очень важно. Вы для нас лучший эксперт. Пожалуйста, помогите!”. И показывает, что готов записать ваши слова в анкету…

Никто не просит купить ненужный товар. Но вы уже Эксперт. И сами знаете, что вам нужно.

В четырех из пяти случаев покупатель не только даст хорошую оценку товару, но и купит его.

А дома, открыв упаковку, он будет с недоумением смотреть на горку печенья или джем и думать: зачем он ЭТО купил? Идиот...

Не теряйте головы. Особенно с деньгами в руках.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи