Опубликовано: 3500

Нажимай на газ!

Нажимай на газ!

Чиновники решили перевести городские автобусы на газ. Какова цена вопроса и будет ли толк от очередной “программы”?

В начале июля в Алматы открылась первая в республике автогазонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) – вместо сжиженного пропана (к чему уже привыкли) здесь в специальные баки автомобиля закачивается сжатый природный газ – тот же, что используется для отопления домов. Он состоит в основном из метана – самого дешевого и распространенного газообразного углеводорода. При его сгорании образуется минимальное количество вредных веществ. То есть на сегодняшний день это самое экологически чистое автомобильное топливо. И его у нас много – в прошлом году Казахстан добыл 32 миллиарда кубометров газа (для сравнения: в 50-литровый баллон “сжимается” 13 кубов).

Предполагается, что в ближайшие четыре года на этот вид топлива переведут до 50 тысяч единиц автотранспорта. “КазТрансГаз” на паях с BG Kazakhstan даже создали для этого специальную компанию – “КазТрансГаз LNG”, которой и принадлежит первая станция в Алматы.

– До 2015 года мы откроем 100 таких заправок по всей республике, – сообщил “Каравану” начальник отдела стратегического планирования и развития KazTransGaz LNG Асылбек БАТТАЛХАНОВ. – В первую очередь – в Алматы. На первых порах главным покупателем будет муниципальный автобусный парк. Мы рассчитываем, что сможем продавать газ для автомобилей во всех городах вдоль линий трубопровода, которые сегодня проходят через восемь областей.

В республике так много газа, что сотня заправок способна продать всего около 1 процента годовой добычи, пояснил г-н Батталханов.

Здесь будет парк!

Планы красивые. Но в Алматы пока нет муниципального автопарка, о нем только разговоры ведутся!

– Он откроется уже в конце этого года, город купит 200 автобусов, – уверяет заместитель председателя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Аскар ТОЙБАЕВ. – Деньги, видимо, одолжит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Сейчас выбираем технику, посетили четыре завода в Китае, были в Корее… Что касается китайской техники, то мы к ней, честно говоря, относимся с осторожностью…

Осторожность в вопросе расходования государственных средств – дело похвальное. Тем более что заказ будет немалым: новые автобусы в сумме “потянут” на 25–30 миллионов долларов. И это только начало – еще в марте акимат города подписал с “КазТрансГазом” и его иностранным партнером соглашение, в соответствии с которым уже до конца следующего года на метане в Алматы будет ездить каждый десятый автобус. Через четыре года “газовыми” должны стать уже 20 процентов автомобилей “общественного значения”, а к 2018-му – каждый третий.

По словам Аскара Тойбаева, на газ будут переведены не только автобусы, но и частные такси, “скорая помощь”, пожарные, полиция и другие общественные службы и даже, возможно, служебные авто чиновников.

Стоит ли овчинка выделки?

Новый автобус с двигателем “под метан” будет стоить как минимум на 15 тысяч долларов дороже обычного. Далеко не каждый из полутора десятков местных частных автопарков сможет найти деньги на такое обновление.

– Пока мы ничего покупать не планируем, – сообщил нам менеджер одного из парков на условиях анонимности. – И вообще думаем, что, скорее всего, вся эта “метановая” программа заглохнет сама по себе, мало ли таких программ было?

Многие из почти 1800 алматинских автобусов, обслуживающих 129 маршрутов, принадлежат физическим лицам и лишь работают на парки по договору. Часть из них потеряет места уже при создании “казенного” автобусного парка, который, скорее всего, получит самые доходные направления. Переделка старого дизельного автобуса в газовый или газодизельный обойдется примерно в 4–5 тысяч долларов – четверть цены среднего корейского автобуса выпуска конца 1990-х. Пойдут ли на такие расходы частники?

В Корею мимо Семея…

Надо сказать, что масштабное обновление автопарка могло бы здорово оживить отечественные заводы. Например, в Семее в 2007 году, перед самым кризисом, наладили сборку автобусов. За два с половиной года новый завод собрал 130 автобусов, хотя мог бы выпускать 500 ежегодно.

– Мы в свое время предложили “КазТрансГазу” заняться переводом автобусов на газ, – говорит заместитель генерального директора Daewoo Bus Kazakhstan Марат МАТИШЕВ. – Но уже тогда было понятно, что новую машину с таким двигателем ценой в 140 тысяч долларов смогут приобрести далеко не все. А теперь вообще вся надежда только на государство.

Но пока, по словам М. Матишева, к ним никто не обращался. Чиновники ездят в Китай и Корею…

Сами, все сами!

Представители “КазТрансГаза” говорили журналистам о планах перевести на газ и частный автотранспорт, который, по их словам, и является главным загрязнителем воздуха. Однако и тут возникает много вопросов.

Во-первых, заявленная цена автомобильного метана на заправке в Алматы – 45 тенге за литр – выше, чем сжиженного газа пропана (менее 30 тенге за литр). Хотя во всем мире природный газ дешевле. Например, в России метан стоит в 1,8 раза дешевле пропана.

Во-вторых, неясно, какую выгоду получат владельцы подержанных легковых автомобилей, рискнувшие перейти на природный газ. Стоимость оборудования и работы по его установке для легковых машин разных марок – от тысячи долларов и выше. Переделка дизельных двигателей обходится дороже, более того, на легковых машинах это делать вообще нецелесообразно.

Во всем мире машины “под метан” выпускают уже около полусотни автоконцернов. Покупку таких авто, как правило, поощряет государство. Например, во Франции владельцу нового автомобиля с газовым двигателем казна выделяет беспроцентную ссуду. Жителю Ирана бюджет возмещает 90 процентов цены переоборудования машины. США дают налоговые льготы при покупке не только “газового” автомобиля, но и любого оборудования для его обслуживания. На трассах Америки есть даже специальные полосы, по которым могут ездить только “метановые” автобусы и такси. Россия планирует ввести для таких машин льготы по транспортному налогу.

И только в Казахстане, запустив программу перевода автотранспорта на природный газ (за государственный счет, между прочим), власти не предусмотрели предоставления владельцам этих двигателей никаких льгот – ни финансовых, ни налоговых. Рассчитывают на сознательность? Или тоже уверены, что все заглохнет само по себе?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи