Опубликовано: 1500

Насколько дороги немцам дороги

Новый год для пользователей немецких автобанов начался с сюрприза. Компания Tank&Rast, являющаяся фактическим монополистом в оборудовании придорожных сервисных станций по всей Германии, объявила о грядущем повышении стоимости… посещения туалетов своей фирменной сети Sanifair.

Трасса международного значения в центре Западной Европы – это нескончаемая череда легковых и большегрузных машин. До 150 тысяч за сутки на некоторых наиболее оживленных автобанах!

По обочинам этого идеально ровного многорядного бетона через каждые 60–80 километров находятся стоянки с удобной парковкой, уютным ночлегом, кафе и, конечно же, туалетами, называемыми здесь не без юмора Das stille Oertchen. То есть “местом умиротворения”, “уголком тишины”. Их посещают около 500 миллионов (!) человек в год!

Наталья, моя родственница из Семея, недавно гостившая у меня, была просто сражена наповал идеальной чистотой, ухоженностью и техническим совершенством таких придорожных “островков покоя” в центральной части ФРГ. Опускаешь монету достоинством 50 центов в прорезь автомата и взамен получаешь не только пропуск в царство сияющего фарфора и кафеля, но и специальный купон, дающий скидку как раз на эти 50 центов в кафе, ресторане или магазине, входящим в систему Tank&Rast.

Правда, как уже выше упоминалось, теперь цена туалетных услуг возрастет до 70 центов. Что у некоторых местных жителей вызывает недовольство. А то и протесты.

Но блюстители придорожной гигиены выдвигают контраргументы: сервис необходимо повышать, а это недешево. Возросли расходы на электроэнергию и воду. Свыше 400 миллионов евро инвестировано в модернизацию 428 придорожных “оазисов”. Где будут установлены, прошу простить за пикантную подробность, писсуары новой системы. Им не требуется вода, что благотворно отразится на экологических проблемах.

Сколько стоит километр?

Мои земляки, наверное, отложили бы на потом красоту придорожных туалетов. Граждан РК гораздо серьезнее достают “ямочный” ремонт внутри городов и те огромные траты из карманов налогоплательщиков, что исчезают в бездне под названием “казахстанский дорстрой”.

Аналогичная проблема довлеет и над всем постсоветским пространством. Российские СМИ, к примеру, сообщают, что “за строительство 74 километров четвертого транспортного кольца правительство Москвы готово выложить 660 миллиардов рублей – это около 300 миллионов долларов за километр дороги...”.

Это в 50 с лишним раз выше стандартных немецких норм!

Кстати, за каждый участок протяженностью порой в сотни километров здесь отвечает конкретный инженер. Непременно дружащий с самыми высокими технологиями.

С недавних пор, к примеру, германские частные фирмы освоили какое-то особое супер­уплотнение под бетоном или асфальтом – способ, основанный на применении нано-технологий. За счет этого экономится до 60 процентов строительных материалов! Ведь толщина покрытия благодаря ноу-хау уменьшается чуть ли не вполовину, хотя предельная нагрузка на трассу возрастает вдвое.

В итоге километр трассы даже сквозь самые сложные рельефы обходится в 12 миллионов 200 тысяч евро. Местная пресса окрестила эти расходы “астрономическими”. Ставя в пример стандартные для ФРГ 5–8 миллионов евро(!) за километр автобана высшего класса.

Задача государственного значения

Важность хороших дорог для страны подчеркнута даже в Конституции ФРГ! Параграф 90 Основного закона определяет уровень компетенции в этом стратегическом вопросе между федеральным центром и землями.

Кстати, стремясь снизить расходы, немцы кроме традиционных пошлин на частных трассах стали взимать плату и за проезд грузового транспорта по автобанам государственным. После дискуссий и споров на территории ФРГ, как и в некоторых других странах ЕС, была включена компьютерная система ежедневного сбора налогов за движение грузовиков, перево­зящих более 12 тонн груза.

Как прогнозирует Вернер Ротенгаттер, профессор кафедры экономической политики университета Карлсруэ, уже в недалеком будущем каждый из водителей одного миллиона грузовиков и четырех миллионов легковушек, ежедневно выезжающих на немецкие трассы, вынужден будет платить за эксплуатацию дорог до 120 евро в год.

Впрочем, на ремонт машин, пострадавших от “фронтовых” дорог, уходит куда больше.

Берлин – Кёльн – Аугсбург

Сергей ЗОЛОВКИН, собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи