Опубликовано: 1000

Наша акция

Наша акция

Если вам не хватает денег на хозяйство или на бизнес, у вас есть два варианта поведения – либо начать экономить, либо искать дополнительные источники заработка. Либо спрятаться в дальний угол и пересидеть смутные времена, либо идти вперед, подминая конкурентов. Как думаете, какая из двух стратегий более эффективна и приносит победу? Об этом сегодня рассуждают наши эксперты.

Сезон охоты на конкурентов

Кризис – это когда проблемы у твоего конкурента. Лучшего момента для расширения собственного бизнеса не придумать!

Недавно аналитическая группа Business Resource Central Asia (BRCA) опубликовала результаты опроса предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе. 75 % респондентов заявили о снижении доходов. 11 % предпринимателей уже готовы закрыть бизнес. В качестве защитных мер большинство – 76 % – провели сокращение персонала, 60 % сократили офисные расходы, 12 % съехали в более дешевые офисы, 14 % перестали оплачивать мобильную связь своим сотрудникам…

И только 3 (три!) процента респондентов намерены осваивать непрофильные направления бизнеса, активно работать и развиваться! Остальные предпочитают тупо экономить, “задраить люки и отсидеться”!

– Потому что не знают других методов, – говорит президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов. – Все действуют по старинке, как наши бабушки поступали: стало мало денег – значит надо экономить.

Но экономия средств – лишь одна из мер антикризисного менеджмента. И не всегда основная. Каждое предприятие должно выработать свою стратегию.

Китайская грамота

Экономика в период кризиса имеет свои специфические особенности, законы и правила. Казахстанский частный бизнес не имеет такого опыта, отечественный капитализм пока представлен в первом поколении. Но мировой-то опыт имеется!

Казахстанская ассоциация предпринимателей даже обратилась с письмом к акимам городов и областей с настоятельной рекомендацией – изыскать в бюджете средства на организацию семинаров и курсов для предпринимателей с приглашением высококвалифицированных специалистов.

Акимы – самая заинтересованная сторона в этом деле, потому что сегодня уже всем ясно: регионы выживут, если останется на плаву малый и средний бизнес. Вот почему нужно усадить предпринимателей за парты, нанять грамотных профессионалов, которые объяснят, что такое антикризисный менеджмент. В чем специфика антикризисного маркетинга? Как проводить антикризисные продажи? Как выходить из кризиса? Какие издержки бизнеса можно сократить безболезненно, а сокращение чего смерти подобно?

В китайском языке слово “кризис” состоит из двух иероглифов: один означает “крах”, второй – “возможности”. Мудрые китайцы этим показывают, чего можно добиться, если сосредоточиться на втором иероглифе. Ловко использовав кризис 90-х, охвативший все постсоветское пространство, они завалили нас своим товаром. Китайский малый бизнес достиг невиданных объемов именно в те годы. А мы его щедро инвестировали – хотя денег у нас почти не было. Последнее ведь отдавали, но покупали! И до сих пор покупаем.

Мозги на распродажу

Талгат Доскенов советует сегодня активно использовать китайский опыт и… учиться, учиться и еще раз учиться:

– Крах одних означает новые возможности для других. Сегодня первое и основное – не паниковать. Трезво оценить ситуацию. Непрерывно думать об улучшении и – главное! – о развитии своей деятельности. Для начала сделайте паузу и оглянитесь вокруг. Очень важно увидеть ситуацию другими глазами: да, трудности не только у тебя, но и у других. Из этого можно сделать позитивный вывод: у твоих конкурентов большие проблемы! Значит, есть возможность перетянуть их клиентов, а то и перекупить бизнес! Главное, чтобы до этого первым ты додумался, а не конкурент. Сегодня все в примерно равном положении. И победа будет за грамотными оптимистами – теми, кто не растеряется и продолжит развитие.

Кризис сопровождается падением цен. Для тех, кто сумел сохранить какие-то деньги, самое время прикупить соседнюю аптеку, магазин, отдел, склад. В малом и среднем бизнесе уже началась большая распродажа! Те, кто успеет первым, купят лучшее!

Можно дешево купить не только объекты, но и оборудование, которое даст возможность переориентировать свой бизнес или развить дополнительные направления. И самое правильное: перекупайте у конкурента вместе с оборудованием и специалистов.

– Кризис – лучший момент заполучить в свою фирму высококачественные мозги, – подтверждает Талгат Доскенов. – Недальновидный хозяин предприятия из экономии увольняет высокопрофессионального топ-менеджера, а на его место нанимает рядового исполнителя. Может, он и сэкономит пару тысяч долларов, но не выведет предприятие из кризиса. А грамотный профессионал может сделать очень многое. Так что мой совет: если конкурент выставит за порог такого специалиста – возьмите его к себе. Вы приобретете не только ценные мозги, которые, возможно, спасут ваш бизнес, но и преданного надежного работника.

Кто выживет?

Нынешний кризис, как говорят люди знающие, создаст беспрецедентные трудности для экономики всех государств. Малый и средний бизнес, с одной стороны, – самое уязвимое звено, но с другой – самое мобильное.

И в лучшие времена процент “выживаемости” тут был невысок. Из тех, кто начал бизнес в 90-х, сейчас остался на плаву, может, только один из ста. Но те, кто устоял, сегодня будут драться за свое кровное. Предпринимаемые государством антикризисные меры в первую очередь направлены на спасение именно таких субъектов МСБ.

– Оптимизма эти меры, конечно, прибавляют, – говорит Талгат Доскенов. – Но средства, выделяемые государством через “Самрук-Казына”, оборачиваются крайне медленно. До областных филиалов деньги пока так и не дошли. Я, например, не знаю, кто из предпринимателей получил кредит по ставке ниже 14 %. Система совсем не будет работать на новый бизнес, потому что резко упала стоимость залогового имущества. То, что 2–3 года назад могло быть залогом под миллионный кредит, сегодня банк рассматривает только под 200–300 тысяч. Кроме того, 70 % субъектов малого предпринимательства вообще не имеют ликвидного залога.

Надежда есть!

По исследованиям Казахстанской ассоциации предпринимателей, в Карагандинской области сегодня каждый пятый предприниматель не может расплатиться по кредитам. 30 % распродают все, что можно, потому что отчаялись. Но 50 % (каждый второй!) не намерены закрывать свои предприятия! Они уволили секретарей, следят, чтобы сотрудники гасили свет в туалете, приносят с собой бутерброды… И пока они продолжают работать, надежда выбраться из кризиса у страны есть.

…В нашем доме несколько лет назад пытался прижиться крохотный магазинчик, оборудованный в квартире на первом этаже. Владелец долго пытался “приручить” жильцов. И листовки развешивал, и товар на крылечко выносил… Но народ предпочитал отовариваться в супермаркетах, покупать специально нарезанный хлеб для тостера, мытые овощи и фрукты в вакуумной упаковке, готовые антрекоты и пельмени…

И вот на прошлой неделе на дверях подъездов появилось объявление: “Дорогие жильцы! В нашем доме вновь открылся магазин! Всегда свежий хлеб, молоко, масло, яйца и селедка! Приходите! Мы работаем круглые сутки!”.

Татьяна Тен, Караганда

[X]