Опубликовано: 2200

Нацбанк поставил под сомнение будущее РФЦА

Нацбанк поставил под сомнение будущее РФЦА

На днях председатель Национального банка Данияр Акишев озвучил свою окончательную позицию по отношению к криптовалюте.

“Мы хотим запретить их покупку-продажу за национальную валюту. Мы хотим запретить деятельность бирж на этом сегменте и любые виды майнинга. Поправки в законодательство, которые должны привести к этому ужесточению, мы подготовили”, – сказал глава Нацбанка.

По его словам, криптовалюты несут много проблем, главная из которых – отсутствие защиты прав потребителей этих услуг. Кроме того, это идеальный инструмент для отмывания денег и ухода от налогообложения.

– Заявление Данияра Акишева прямо противоречит поручениям, которые Нацбанку и правительству дал Президент страны в своем Послании. Там прямо сказано, что в рамках программ “Цифровой Казахстан” и индустриализации надо использовать все преимущества нового технологического уклада 4.0, внедрять цифровые технологии типа блокчейн и Big data, – сказал в интервью “КАРАВАНУ” Шокан КУСАИНОВ, директор компании, специализирующейся на развитии технологии блокчейн.

Самый большой риск е-денег – они могут уйти за границу или на финансирование терроризма. Видимо, это главные страхи Нацбанка. Но за ними он не видит прогресс, который несут новые технологии.

– Криптовалюта является неотъемлемой частью работоспособности технологии блокчейн. Без е-монет она не будет работать, – убежден Шокан Кусаинов. – Нужно привлекать майнеров, которые обрабатывают данные. Их работу вознаграждает сама система, передавая монеты. Это одна экосистема. Одно без другого работать не будет. Это новая реальность, от которой не убежать.

Справка “КАРАВАНА”

Блокчейн – непрерывная последовательная цепочка блоков информации. Часть “Block” – это блоки, “chain” – это “цепочка”. В ней выдерживается строгая последовательность данных о транзакциях, сделках и контрактах внутри системы, в криптографической форме.

Технологию можно использовать практически во всех отраслях экономики. В транспорте, образовании, производстве, медицине... Главное, есть объект – товар, человек, груз и история его жизни-перевозки, обучения, опыта, переработки…

Зачистить поле от конкурентов

В принципе, Нацбанк понять можно. Размер фондового рынка страны настолько мизерный, что курс тенге может обвалить любой чудак с десятком миллионов долларов. Поверьте, таких людей в стране сотни.

Но в основном у нас боятся не своих, а импортных “соросов”, которых никак не проконтролируешь, за руку не поймаешь и не накажешь.

Поэтому и правила торговли на KASE заурегулированы. И сам Нацбанк едва ли не единственный постоянный крупный игрок, который выстраивает тот курс тенге, который нужен ему здесь и сейчас.

Почему же так произошло? Что заставляет Акишева так активно зачищать территорию? Да обычная конкуренция! “КАРАВАН” об этом много раз писал и готов повторить: стандартная задача поддержания курса национальной валюты свалена на Нацбанк. Минфин с правительством, по сути, устранились от этой работы.

Данияру Талгатовичу дали карт-бланш. И он более или менее с этим поручением справился.

Благодаря его усилиям базовая ставка упала с 17 процентов весной прошлого года до 9,5 процента сегодня. Годовая инфляция сложилась на уровне 6,5 процента. Всё, как и было запланировано. Успех? Безусловно! Даже долларизация экономики снижается. В феврале она была 45,2 процента. Пока это самый низкий показатель.

И тут возникает блокчейн. Эта альтернативная валюта может сломать всю игру!

НБ РК никак не может регулировать криптовалюту. Во-первых, большая часть таких “монет” выпускается вне Казахстана. Во-вторых, электронные платформы защищают своих пользователей и без ведома владельца е-кошелька нельзя узнать, сколько и у кого лежит на счету.

Справка “КАРАВАНА”

Майнинг (от английского mining – добыча полезных ископаемых) – работа по созданию новых блоков в блокчейне. Криптоденьги “добываются” с помощью облачных технологий, когда вычисления передаются на сторонние вычислительные мощности. Крупные установки по “добыче” называют фермами.

Нацбанк работал очень простыми методами. Чтобы снизить инфляцию, он зажимал финансовый рынок. Выкачивал все свободные деньги. В итоге “засушил” рынок так, что стал его столпом. Буквально в понедельник Нацбанк запустил еще один инструмент по изъятию валюты с рынка – валютный своп.

Но у каждой палки есть два конца!

Работа Нацбанка привела к тому, что экономика потеряла ресурсы для роста. Ведь без инфляции не может быть роста.

В прошлом году экономика Казахстана поднялась на 4 процента. В этом, по прогнозу миннацэкономики, должна подрасти еще на 3,1 процента. И где взять деньги для развития новых видов бизнеса, о которых говорил Президент?

Криптовалюта дает такую возможность. В мире возник новый рынок для привлечения свободных денег – ICO. В переводе это “первичное монетное предложение”. Это похоже на IPO, но только для криптовалют.

Пожалуй, самый известный пример ICO – московский проект LavkaLavka. Это фермерский кооператив, который сводит фермеров и потребителей без посредников. Причем от фермеров требуют выращивать “зеленые” продукты питания без добавок, а от потребителей – поддержать идеологию этичного потребления.

Проект работал четыре года. И уже когда пришла известность, владельцы бизнеса запустили собственную криптовалюту со скромным именем BIO.

С 1 января по 18 февраля 2018 года фермерский кооператив привлек на ICO больше 16 миллионов долларов.

В России этот проект оказался успешным…

В Казахстане более 10 лет успешно заваливают работу по созданию финансового центра Центральной Азии. В 2006 году решили создать Региональный финансовый центр Алматы. Был принят закон об особом статусе РФЦА. Выделили деньги. Написали программы. Но в 2015 году прежний глава Нацбанка Кайрат Келимбетов признал, что этот проект был провален из-за “недостаточной концентрации усилий госорганов”.

Аминь…

Идея проекта переехала в Астану. Он вот-вот должен заработать. И технологии блокчейн тут отводится одна из главных ролей. Территорию EXPO даже объявили гаванью для криптовалюты. И теперь уже сам Нацбанк может стать могильщиком главной мечты всех отечественных финансистов – стать банкирами для ЦА.

В это время соседи на месте не ерзают. Центр компетенции по блокчейн открылся в Грузии. Эта страна на пару с Украиной вошла в топ-14 лидеров по продвижению этой технологии.

Под Новый год президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет “О развитии цифровой экономики”, который узаконил криптовалюты и их майнинг.

Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев одобрил создание центра компетенции по технологиям распределенного реестра.

Минфин России разработал законопроект по легализации ICO и блокчейн.

Минфин Киргизии предложил создать национальную криптовалюту для привлечения средств в добычу золота.

Все эти страны действуют по старому доброму правилу: если пьянку нельзя остановить, то надо ее возглавить. В таком окружении Казахстан будет обречен лишь бегать за бутылками в ночной киоск. Да еще переплачивать. Ведь мы даже не пробуем использовать новые технологии.

А как же риски?

Риски есть всегда. Когда дело касается валюты, это вопрос не только ее наполнения, но и доверия. И если вы сомневаетесь, то всегда можно монетизировать риск. Спросите совета у наших финансистов, они эту технологию отработали на ура. Здесь вопрос только в том, как регулировать оборот криптовалюты.

В марте на саммите “Большой двадцатки” в Аргентине главной темой встречи министров финансов и глав центробанков было именно обсуждение ситуации с криптовалютами. Одна часть банкиров считает, что надо регулировать их обращение. Другая – что надо использовать технологические нововведения. Это может усилить эффективность всей финансовой системы. В итоге решили пока помониторить работу криптовалют. Но уточнили, что “криптовалюты создают проблемы, связанные с защитой потребителей и инвесторов, уклонением от налогов, отмыванием денег и финансированием терроризма”.

Главное, финансисты G20 не стали ломать уже существующие платформы, не поставили их вне закона. Они просто решили понаблюдать, чтобы завтра понять, как можно регулировать оборот криптовалюты и ее майнинг.

Просто запретить нельзя. Так Нацбанк РК может попросту поставить крест на развитии всей электронной коммерции в стране. Взамен Данияр Талгатович предложил использовать “электронный тенге” – продукт системы Invest Online. Она использует ту же технологию “блокчейн”.

По задумке авторов казахстанцы могут инвестировать через Invest Online в ноты НБ РК. Все в тенге. Безопасно. И даже небольшие суммы под 8,5 процента годовых.

Правда, оборота этих денег на рынке не будет. Покупатель всегда один – Нацбанк.

Система запущена 27 марта. Подождем, насколько успешным будет это начинание.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи