Опубликовано: 3372

На праздник – как на работу

На праздник – как  на  работу

Можно ли подарить детям веселый запоминающийся праздник – с клоунами, фокусниками, героями мультяшек – и при этом хорошо заработать? Как выяснилось, в “праздничном” бизнесе – свои правила игры.Моя знакомая Светлана начала бизнес по организации детских праздников в середине 90-х годов. В то время очень популярны были ростовые куклы – Том и Джерри, Микки-Маус... Она сама сшила костюмы мультяшек. И в этих костюмах ходила

поздравлять именинников, развлекать гостей на всевозможных мероприятиях.

Сегодня вместе со Светланой подрабатывает вся ее семья. Костюмы ростовых кукол они обновляют каждый год: детская публика стала более требовательной. Да и герои меняются. Пошив одного костюма Спанч Боба, Патрика или Смешарика в алматинских ателье стоит от 60 до 120 тысяч – в зависимости от сложности работы. Впрочем, можно заказывать костюмы по Интернету – пошив в Китае обойдется в два раза дешевле.

 Недавно расширили бизнес за счет проведения корпоративных вечеринок, новогодних представлений – на одних детских праздниках не протянешь.

– Конкуренция очень большая, – признается Светлана. – Приходится постоянно обновлять сценарии, придумывать “незаезженные” игры. Хорошо еще, что мне не нужно снимать офис. А если бы пришлось, наверное, “вылетела бы в трубу”…

Дети просят… медведя

Другой наш собеседник, дрессировщик животных Максим, согласился поделиться секретами собственного бизнеса.

– Дети очень любят животных, их появление на детском празднике всегда воспринимается на ура, – говорит он. – Но есть одно “но”: публика каждый раз хочет чего-то нового, а животное не может в считанные дни разучить трюк, на это порой месяцы, годы уходят. Постоянно обновляем реквизит, костюмы. Я работаю с собаками, голубями, кроликами, планирую купить обезьянку, каймана. У детей постарше, особенно из богатых семей, запросы другие – просят то дрессированных тигров, то медведей, то дикобразов.

Что касается расходов, то нарядный костюм для собачки со шляпкой стоит 6–7 тысяч тенге. Стрижка животного у профессионального мастера с выездом – от 4000 тенге. Аксессуары – мячи, обручи, кольца, игрушки – покупаю постоянно, тоже немалые расходы.

А каковы доходы? Прозвонив по объявлениям, мы выяснили: за 15-минутную программу с животными просят 15–20 тысяч тенге и выше. Наш собеседник признался: на одиночных выступлениях много не заработать, выгоднее сотрудничать с крупными агентствами, которые могут включить тебя в программу какого-то праздничного мероприятия.

И чтец, и на дуде игрец

Легко ли открыть собственное агентство, предоставляющее широкий спектр праздничных услуг?

 – В нашей профессии случайных людей нет, – рассказывает генеральный директор одного из ведущих казахстанских агентств по организации праздников Ольга ЕКИМОВА. – Я профессиональный культпросветработник – бывший директор Дворца культуры, много лет проработала в школе завучем-организатором... Начинала работать тамадой еще в конце 80-х годов. Проводила дни рождения, свадьбы – тогда это называлось “халтура”. 20 лет назад услуги тамады на свадьбе стоили примерно 50 долларов. Но потом спрос стал расти. Тогда в Алматы стартовали сразу три компании по организации праздников, у руля которых стояли бывшие культмассовики-затейники.

Они уловили тенденцию – людям хотелось отмечать праздники шумно, весело, с выдумкой, и они искали тех, кто взялся бы это все организовать.

Образовался коллектив единомышленников из бывших учителей, пионервожатых, которые могли наладить контакт с детьми. Уметь  их организовать – это очень важный нюанс в нашей работе!

 – Мы начинали работать без какого-либо капитала, – продолжает Ольга Викторовна. – Сейчас открыть подобный бизнес сложно, конкуренция жесткая. Для многих проведение детских праздников, работа аниматором – всего лишь подработка. Выживают в нашем бизнесе не все, так как крупные компании предпочитают обращаться в агентства. В месяц мы проводим 200–250 детских праздников. Чтобы была прибыль, бизнес должен быть поставлен на поток, нужна постоянная клиентура.

Очень важный нюанс для современного аниматора – умение проводить праздники на казахском и английском языках.

Конкуренты “копируют” идеи

 – Самые хорошие двигатели нашего бизнеса – клиенты, – считает наша собеседница. –  Особенно амбициозные мамы, которые хотят удивить гостей и ребенка. Ведь успешное проведение праздника – один из показателей благополучия. Приходит, к примеру, мама и говорит: “Вы видели “смурфиков”? И мы начинаем шить под ее заказ костюмы. Недавно подсчитали: за 12 лет работы мы закупили или пошили костюмы на восемь миллионов тенге! Начинающему артисту такую сумму не потянуть.

 – Что еще необходимо для успешной работы?

 – Надо стараться опережать события. И следить за киноновинками – они нынче диктуют моду. Когда в 2006 году вышла в прокат новая версия фильма “Пираты Карибского моря”, у нас уже были готовы костюмы главных героев.

Как выяснилось, в работе агентств есть и свои подводные течения и рифы. Стоить выставить на интернет-сайте новую версию костюмов или предложить программу, как вашу идею тут же копируют конкуренты.

– Защитить свои “ноу-хау” непросто, – говорит Ольга Викторовна. – Ведь для этого придется запатентовать каждый костюм, каждый сценарий – а это время и деньги. Да и кто будет следить за тем, чтобы никто не пользовался вашими задумками?

“Мы влились в бизнес поздно”

Еще одни мои знакомые, воодушевленные мультфильмом “Мадагаскар”, заказали костюмы забавных героев – льва Алекса, бегемота Глории, пингвинов.

Они решили зарабатывать на фотографиях с мультяшками в выходные и праздничные дни на улицах города, а также выезжать на детские праздники.

 – У супруга была дорогая фотоаппаратура, но нам еще нужно было купить “киоск” – стационарный аппарат, который моментально распечатывает фотографии, – рассказывает Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ. – Он стоит 5 тысяч долларов плюс  расходные материалы. А еще нужно оформить патент частного предпринимателя. Когда зашла речь о том, где будут стоять мультяшки и фотограф, оказалось, найти подходящее место в Алматы сложно. Работать на территории парков и других мест с массовым пребыванием детей можно только по договору с администрацией. Предлагаемые условия зачастую кабальные. Мы обосновались в одном из торговых центров. Себестоимость моментального фото – 70–80 тенге, мы продавали их по 500. Бывало за день по 50–60 заказов. А бывало – один-два. Тридцать процентов от прибыли мы отдавали арендодателям. А еще ежедневно платили “куклам” – девушкам в костюмах – по 2000 тенге за 4–5 часов работы, за аренду “киоска”. В общем, если что и оставалось в итоге – это был мизер.

– С этим бизнесом мы завязали и теперь просто выезжаем на детские праздники, – продолжает наша собеседница. – Взяли в команду клоуна. Понимаем, что влились в бизнес поздно, когда рынок насыщен подобными услугами. Поэтому приходится выкладываться на все двести...

Отдельная и очень важная статья расходов – реклама. В идеале рекламировать вас должно “сарафанное радио”, но это работает только в том случае, когда у агентства или шоу-группы наработано имя, их рекомендуют своим знакомым, коллегам. Но если вы новичок, то вложиться в рекламу придется обязательно – подать объявления в газету, может быть, изготовить буклеты. Обязательны портфолио, фото- и видеорепортажи с проведенных вами праздников, с вашими номерами.

Работа профессионального фотографа стоит от 20 тысяч тенге за день съемок. Час видеосъемки мероприятия в среднем обходится в 15 тысяч тенге. Создание видеоролика для показа клиентам вместе со съемкой – примерно 40–50 тысяч тенге. Добавьте сюда разработку собственного сайта – 75 тысяч тенге, подключение Интернета – 3000 тенге и ежемесячную абонентскую плату – 3500 тенге.

[X]