Опубликовано: 2000

На крыльях счастья

На крыльях счастья

Там, наверху, нет суеты. Там царят гармония и взаимопонимание. И человек, унесенный ввысь тряпичными крыльями, становится частью этого идеального небесного устройства.

Я стою на земле, но моя душа взмывает ввысь, туда, где парят разноцветные крылышки. Это завораживающее действо – Открытый чемпионат Казахстана по парапланерному спорту.

В небе над моей головой зависло множество цветных “лепестков”– около 125 спортсменов из разных стран приняли участие в турнире.

Ветер, ветер, ты могуч…

Параплан – взрослая игрушка. Чтобы им управлять, парапланеристы учат кучу вещей, и первой в этом списке стоит метеорология.

– Есть так называемые триггера – места вероятного схода потока, – объясняет алматинский парапланерист Михаил Крапивин. – Если мы, например, знаем, что солнце греет с запада, мы летим на восток – вероятно, что там наиболее прогретый воздух и он прорывается наверх. Наша задача – найти наиболее прогретые части. Зная эти законы, можно в любом месте планеты летать!

Ветер в зависимости от силы для парапланеристов – либо в помощь, либо во вред. Если ветер в пределах нормы, то это хорошо для спортсменов.

– Максимальная скорость современного параплана класса Competition порядка 65 километров в час. К ней прибавьте скорость ветра – еще 36 километров в час. При такой скорости соответственно быстрее достигнешь определенной точки. Но чем выше скорость параплана, тем больше риск. Когда летишь против ветра, многие парапланы останавливаются и висят, как лампочки.

А еще крыло может “сложиться", и тогда придется пережить не самые приятные минуты в жизни. В небе все гораздо сложнее, и ошибкам попросту нет места.

– Мы различаем фронтальное сложение – это когда параплан попадает в нисходящий поток воздуха и подворачивается. Неграмотные действия пилота могут привести к тому, что купол может уйти в ноги... А бывает асимметричное сложение – это когда только одна из половинок крыла сворачивается. Параплан входит в авторотацию – такой режим, когда крыло закручивается со скоростью до 20 м/с. В ушах так свистит, что можно даже потерять сознание. Все и всегда зависит от мастерства пилота. У каждого пилота есть запасной парашют. Он не такой, как для прыжков с самолета, “второй шанс”предназначен для быстрого раскрытия и спасения жизни. У нас на соревнованиях у девушки случилась асимметрия, но она бросила запаску и благополучно села.

Для спортсменов проводят специальные курсы, где провоцируются и симулируются внештатные ситуации. Чтобы, когда это случится по­настоящему, они были готовы и действовали автоматически.

Крылья бывают разные

Есть четыре класса парапланов. Standard (стандарт) – для первого года обучения, это самый простой класс, безопасный, прощающий ошибки начинающих пилотов и самостоятельно приходящий в норму после складывания. Performance (перфоманс) – промежуточный, он уже требует от пилота определенного опыта. Им управлять сложнее, да и цена выше. Перфомансы предназначены для тех, кого уже не устраивают летные характеристики аппаратов класса стандарт, но полеты на спортивных парапланах им еще не по силам. Competition (компетишион)– для профессионалов и спортсменов. Они обладают высокими летными характеристиками и позволяют летать долго и на большие расстояния. Biplace (двойка) – крыло с подвесной системой для полетов вдвоем. У них большой по площади купол, а пассажиром может стать любой, кто отважится на полет.

Чем выше класс параплана, тем больше внимания и точного пилотирования он требует. Современные цены на новые крылья колеблются от 2000–3000 евро. Но настоящих параглайдеров это не пугает, они шутят, что их спорт “не дороже, чем гольф". Зато можно увидеть на расстоянии вытянутой руки всевозможных птиц – а это зрелище стоит любых денег!

– Мы парим в потоках вместе с орлами! Они, по сути, парители и очень любопытные, летают и нам указывают потоки.

Делить воздушное пространство парапланеристам приходится не только с птицами, но и с дельтапланеристами.

– Мы мирно сосуществуем и летаем в одном потоке. Тут есть определенные правила поведения в воздухе, правила расхождения. К примеру, мы уступаем воздушному шару, дельтаплан уступает нам. Так как более маневрируем. Многие из нас начинали с дельтапланов.

Опасная высота

Казахстанцы давно обосновались на горе Ушконыр, в отрогах гор Заилийского Алатау – это их официальный дельтадром, действующий уже более 20 лет. Параплан является полноценным летательным аппаратом, который должен подчиняться определенным законам и использовать только строго отведенное ему воздушное пространство. Однако есть категория “диких пилотов", которые летают сами по себе, и им никакие правила не писаны.

– Если в прошлом году мы могли летать вплоть до поселка Жанатурмыс, то сейчас военные закрыли нам этот сектор и разрешают парить до Каскелена, до 31 км. Мы летаем только на зарегистрированных дельтадромах. “Дикий”пилот не знает, что, например, сегодня учения у МЧС и летать нельзя – за это предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности!

Большая высота наказуема не только правовыми кодексами. Вспомните притчу об Икаре, который поднялся слишком высоко и растопил свои восковые крылья. Все имеет границу дозволенного, это касается и парапланеризма – чем выше от земли, тем разреженнее воздух и ниже температура.

– Ушконыр находится на высоте 1970 метров над уровнем моря, спортсмены поднимаются еще на 2000, – говорит Крапивин. – Выше в Алматы я не летал, но с Большого Алматинского озера, которое расположено на высоте 2500, можно достичь высоты 5200 метров. Однако после 4000 тысяч начинают замерзать пальцы, лицо, приборы, и самые первые признаки опасной высоты – это частичная потеря зрения. Туда не рекомендуется подниматься без кислородного баллона.

Эйфория, адреналин. Свобода!

Что же такое парение? Трудно объяснить это тем, кто прочно, двумя ногами, стоит на земле.

– Очень сложно это с чем­то сравнить. Человек всегда мечтал летать, кто­то хотел стать космонавтом, кто­то летчиком, – говорит Михаил. – В первый раз всегда страшно, высота большая, очень сильно работают инстинкты самосохранения, ничего не понимаешь, выделяется много адреналина. Потом начинаешь делать это не из­за адреналина, а из­за любви к полету! Ощущаешь легкость, любуешься хребтами. Люди и не подозревают, как все это красиво! Летишь туда, куда хочется. Ты просто летишь и наслаждаешься жизнью!

Кстати, победителем по итогам почти двухнедельной воздушной битвы над Ушконыром стал казахстанец Евгений Орешкин (2826 очков), остальные места на пьедестале достались парителям из России: Валерию Задорожному (2727) и Егору Терентьеву (2385).

Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи