Опубликовано: 4100

“Мюзикола” осиротела

“Мюзикола” осиротела Фото - Тахир САСЫКОВ

В июне музыканту Булату СЫЗДЫКОВУ исполнилось бы 60 лет. Он уже готовился к этому юбилею, но планам не суждено было сбыться.

Потрясение для всех

Шокирующая новость пришла в праздничный день, 7 мая, причиной смерти известного музыканта стал оторвавшийся тромб. 10 мая проводить в последний путь виртуозного гитариста, композитора пришли многочисленные родные, коллеги, друзья. Из Москвы прилетела дочь Диана, на прощании была бывшая супруга. Все эти дни в социальных сетях вспоминали артиста, выкладывая фото и видео с его участием – он сам был очень активным пользователем “Фейсбука”, на его страничке жизнь всегда била ключом.

Три с половиной года назад Булат Сыздыков был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан. А свою музыкальную карьеру Сыздыков начинал во Дворце культуры горняков в родной Караганде, когда ему было 14 лет: он играл на гитаре, выступал на танцах и даже этим зарабатывал. Алматинский период жизни Сыздыкова начался в 1976 году с ансамбля “Гульдер”, куда он попал сразу после армии. Там он знакомится с Розой Рымбаевой, затем Таскын Окапов (супруг Розы Рымбаевой) создает ВИА “Арай” куда приглашает и Сыздыкова. “Арай” переживет две смены состава группы – Булат будет играть в обоих, в том числе вместе с Батырханом Шукеновым, Сагнаем Абдуллиным, Байгали Серкебаевым, Владимиром Миклошичем, Наджибом Вильдановым. К слову, в 2001 году в Астане группа впервые с тех лет соберется вместе и выйдет на сцену. После “Арая” Булат Сыздыков выступал в коллективе “Алмата” (он же “Алмата Студио”, “А-Студио”) в качестве гитариста и вместе со всеми перебрался в Москву. Работал в центре композитора Максима Дунаевского, в те годы записывал музыку таким российским исполнителям, как Валерий Леонтьев, Маша Распутина. В начале 90-х он создает собственный проект – дуэт “Мюзикола” с юной Кариной АБДУЛЛИНОЙ, ученицей музыкальной школы по классу фортепиано. Сыздыков смог разглядеть в юной вокалистке будущую звезду отечественной эстрады. Коллеги и сегодня подчеркивают, насколько это гармоничный дуэт, как удачно музыканты нашли друг друга, ведь “Мюзикола” востребована уже почти четверть века!

– Это был удивительно добрый, общительный, искренний, замечательный человек, которого невозможно было не любить. Лично для меня он был самый близкий друг, самый родной человек – наши отношения выходили за грани дружеских, родственных, супружеских, – говорит Карина Абдуллина. – Когда Булат появлялся в компании без меня, его спрашивали: “Где Карина?”. Когда я приходила без него, меня спрашивали: “А где Булат?”. Я просто хочу сказать, если бы в моей жизни не было Булата, я бы не была Кариной.

На гражданской панихиде певица прочла стихотворение любимого поэта Булата Сыздыкова – Михаила Лермонтова.

Народный артист Казахстана и СССР Алибек ДНИШЕВ также приехал проститься с другом.

– Буквально несколько дней назад он был полон планов, настроение было великолепное. Он рассказывал, как ездил в Ессентуки, как посетил Музей Лермонтова, восторженно об этом говорил. И такая ошеломляющая весть, которая всех нас повергла в шок. Он был великолепным музыкантом – он отдал все свое сердце, душу, любовь гитаре, которую любил беззаветно, – сказал Днишев.

Мог и песню подарить

По словам музыкантов, у Сыздыкова было два любимых города – Караганда, в которой он родился и вырос, и Алматы, где он жил и трудился. Народная артистка Казахстана Макпал ЖУНУСОВА была знакома с Булатом на протяжении 30 лет, они оба – из Карагандинской области, и ностальгия по малой родине их объединяла. Певица говорит, что, когда родилась ее дочь Мерей, Булат и Карина подарили ей авторскую песню, на которую она сняла клип.

– Он бывал у меня дома, всегда называл меня “землячка моя”, “сестренка моя”. Когда Заке (Заманбек Нуркадилов – супруг Жунусовой) скончался, звонил мне, говорил, Маке, держись. В трудные минуты умел поддержать, в хорошие – поздравить. Когда его рука касалась только одной струны, уже было ощущение, как будто там играет целый оркестр. Звучание его гитары было своеобразным, когда он играл, казалось, что там, внутри гитары, существует домбра.

Солист “Уркер” Айдос САГАТ вспоминает одно из первых заграничных выступлений в своей карьере, на которое он попал вместе с “Мюзиколой”.

– Мое первое тесное общение с Булатом состоялось в начале 1990-х. “Мюзикола” уже существовала, а мой проект еще только создавался. Их и меня пригласили на фестиваль в Крым, я поехал один, как солист. Те дни в Крыму мы провели вместе, все было очень здорово – и поработали, и отдохнули. Как-то года четыре назад мы вместе летели, я сообщил Булату, что у меня родилась дочка, а он – что у него внук. Он виртуознейший гитарист, каких мало. Это дар! Человек действительно родился с инструментом в руке. Это качество редко встречается даже у больших музыкантов, а Булат им обладал.

Певец Парвиз НАЗАРОВ назвал все сном, до конца не веря в реальность происходящего.

– Буквально недавно мы выступали на концерте на “Атакенте”, я еще посмотрел на него и сказал, Булат, ты, наверное, йогой занимаешься, у тебя лицо такое гладкое!.. Мы с ним познакомились в 1992 году, когда я только приехал в Алматы. С ним в компании не было скучно – он знал массу интересных историй, смеялся и всех смешил. У нас с ним столько было моментов в жизни, миллион историй, мы и на гастроли ездили вместе, и у него дома до утра сидели, и пели, и пили, и что только не делали. Он такие проникновенные красивые вещи играл на гитаре – как будто она продолжение его руки.

– Почему, по-вашему, музыканты уделяют недостаточно внимания своему здоровью?

– Музыканты – народ импульсивный, у них нет какого-то распорядка, если любят, то до конца, если работают, то до утра, если играют, то до посинения, все хорошие музыканты такие. Да, вы правы, за здоровьем нужно следить, нужно делать перерывы. У меня мама травница, йог со стажем, говорит, если работаешь один день, отдыхай два, если работаешь месяц – отдыхай два, я к ней прислушиваюсь, но не всегда получается. Творчество – это очень увлекательное дело. Булат, как и все музыканты, тратил себя на музыку, на друзей...

У многих присутствовавших на панихиде наверняка случилось дежавю. Год назад, 1 мая, на этом же самом месте – в стенах Казахской государственной филармонии им. Жамбыла алматинцы громкими аплодисментами провожали в последний путь другого выдающегося музыканта – Батырхана ШУКЕНОВА.

Булата Сыздыкова похоронили на кладбище “Кенсай-2” в Алматы, рядом с Батырханом Шукеновым.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи