Опубликовано: 3600

Мягкая посадка Черчилля

В 1945 году Петропавловский аэродром принимал чрезвычайно высокопоставленного гостя. На дозаправку приземлялся самолет Уинстона Черчилля. Самый известный в истории премьер-министр Великобритании, отец холодной войны против СССР, на жесткую посадку в казахстанской степи, говорят, не сетовал. Зато обещал пожаловаться другу Сталину, что встречавшие его господа не оценили по достоинству коньяк, которым он угощал. Такова легенда, которую в

Петропавловске передают из поколения в поколение.

Британский премьер в Петропавловске – восстановленная история

Информацию об этой истории, овеянной тайнами, в течение многих лет по крупицам собирал, а затем описал петропавловский краевед Герман Краснов:

“Первые месяцы 1945 года. Полный разгром гитлеровской Германии предрешен. У руководителей стран антигитлеровской коалиции, в том числе у Уинстона Черчилля, появилась возможность заняться заботами, не связанными с ведением военных действий. В это время Индия была еще британской колонией, однако партия Индийский национальный конгресс, руководимая Джавахарлалом Неру, вела весьма успешную борьбу по освобождению страны от колониальной зависимости. Черчилль решил, что необходимо его личное присутствие в Индии, для того чтобы, как сейчас принято говорить, “переломить ситуацию” в пользу британской короны.

Британский премьер решил лететь из Лондона в Дели не как обычно – кружным путем через Иран, а напрямую, над территорией СССР. Соответствующие ведомства Великобритании и Советского Союза быстро договорились об этом. А так как самолеты того времени не могли преодолеть без посадки расстояние между Лондоном и Дели, было получено разрешение на посадку самолета для дозаправки в Петропавловске.

По приказу Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина для организации встречи на должном уровне в Петропавловск в обстановке самой строгой секретности прибыла делегация высокопоставленных лиц из Москвы. В ту пору Петропавловский аэродром был, по сути дела, хорошо утрамбованным участком степи. Посадка же самолета, даже по тем временам, на полосу, не имевшую бетонного покрытия, являлась весьма сложной технической задачей. Но Уинстон Черчилль приземлился-таки в Петропавловске, несколько высокопоставленных государственных мужей, прибывших из Москвы, и местные чиновники подошли к трапу самолета. Все с нетерпением ожидали выхода знаменитого английского премьера. Но вышел его помощник и пригласил встречавших на борт. С некоторым смятением от исторической значимости события они поднялись в салон…

Это был специально оборудованный небольшой самолет. Так сказать, летающий служебный кабинет британского премьера. В довольно просторном отсеке был накрыт стол. Во главе сидел Черчилль. Он встал и поздоровался за руку с каждым из встречавших. Затем себе и ближайшим соседям по столу налил по стакану коньяка. Остальным ароматный напиток разлил переводчик.

Предложив тост за победу, Черчилль до дна осушил свой бокал. Гости слегка пригубили ароматный и золотистый коньяк. Британский премьер трижды наполнял свой бокал и, доливая янтарную жидкость соседям, призывал действовать более активно, как подобает русским, успешно громящим на фронтах вражеские силы.

После примерно получасовой беседы, как бы подводя ее итоги, Черчилль сказал, что все, с кем он имел честь только что познакомиться, ему очень понравились. Но пошутил, что пожалуется своему другу Сталину на то, что господа не оценили все-таки по достоинству самый лучший в мире французский коньяк”.

Особо засекреченная дозаправка

Сегодня точного ответа не дает никто, действительно ли самолет Черчилля приземлялся на старом аэродроме Петропавловска, который размещался за Рабочим поселком города, а после постройки нового аэропорта был заброшен. По словам старожила Северо-Казахстанского областного архива Михаила Максимовича Мелехина, нет ни одного упоминания об этом факте. Сотрудники областного историко-краеведческого музея тоже пожимают плечами. Музейные экспонаты, к сожалению, мало чем могут помочь интересующемуся старым аэродромом Петропавловска. Объяснение одно – стратегический объект. В энциклопедии Северо-Казахстанской области, собравшей миллионы подробностей о прошлом региона, об аэродроме – ни словечка.

Единственный источник информации – народная молва. На изучение легенды о визите Черчилля в Петропавловск Герман Николаевич Краснов потратил не один год:

– Как могло случиться, что такое незаурядное событие ни в каких “протоколах” не зафиксировано? Считаю, что объяснение этому весьма простое. Еще шла война, и, конечно, все, что касалось поездок лидеров стран антифашистской коалиции, было строго засекречено в целях безопасности. Со всех, причастных к этому событию, была взята подписка о неразглашении государственных тайн. Но проходили десятилетия, и эта история рассказывалась самым надежным друзьям-товарищам под большим секретом.

Версия “против”

Все мои попытки отыскать очевидцев прилета Черчилля оказались тщетными – лет с тех пор прошло очень много. Но мне удалось найти человека, знающего как свои пять пальцев жизнь Петропавловского аэродрома тех военных лет. Петр Петрович Гноевых работал комендантом Петропавловской авиашколы пилотов первоначального обучения. Здесь азы авиации постигали будущие военные летчики, которые потом воевали на фронтах Великой Отечественной. Петр Петрович считает, что Черчилль никак не мог приземляться на Петропавловском аэродроме. Все просто – условий там не было никаких.

– Клочок утрамбованной земли – вот и весь аэродром, – вспоминает Петр Петрович. – Если самолету Черчилля и нужна была промежуточная посадка в этих краях, скорей всего, она могла быть осуществлена в российском Омске. От Петропавловска около 300 километров, для самолета – всего ничего. А Омский аэродром мог бы принять такую технику. Соседний с Петропавловском российский Курган на крайний случай тоже имел тогда аэродром куда серьезней нашего.

Если учесть, что, скорей всего, в далеком 1945 году Черчилль летал на своем “Скаймастере” (“Повелитель неба”), и сравнить “фанерные” самолетики, на которые был рассчитан Петропавловский аэродром, то с этим мнением трудно не согласиться.

Но есть такой достоверный факт. Летом 1997 года экипаж российского вертолета МИ-26 произвел уникальные работы в Берлине. Вертолет (!) транспортировал самолет Черчилля из Берлина, где он стоял на одном из аэродромов с послевоенных времен, в музей британского премьера. А вдруг это был тот самый “Скаймастер”. Судя по всему, он не был таким громадным и тяжелым, раз при транспортировке обошлись хоть и мощным, но вертолетом.

И еще: летная школа, в которой работал Петр Гноевых, в конце 1944 года передислоцировалась в украинский город Старобинск. Сложно предположить, что за пару месяцев Петропавловский аэродром преобразился до таких высот, что мог принять самолет Черчилля. Но, согласитесь, многое из того, что было сотворено советскими людьми по велению отца всех народов, просто уму не поддается…

Непредсказуемость – его стиль

Остается еще один важный вопрос, которым обычно скептики реагируют на легенду о посадке Черчилля в Петропавловске: “Ну что ему делать в провинциальном городке? Ведь такие персоны летали по отработанным маршрутам”.

Конечно, маршруты полетов подобных фигур не прокладывают, где вздумается. Но достаточно хоть немного знать о личности сэра Уинстона Черчилля, чтобы и здесь закралось сомнение. Не зря ведь историки считают его самым непредсказуемым из творцов мировой истории. Вспомните, ведь это господин Черчилль, воевавший с Гитлером на стороне Сталина и наверняка относившийся к советскому лидеру с большим уважением, раз дал ему такую самую известную в истории оценку (“Сталин принял Россию с деревянной сохой, а оставил с ядерной бомбой”) все-таки оказался отцом многолетней холодной войны против Советского Союза. Свою знаменитую речь в Фултоне, которой призвал страны к крестовому походу против СССР, а значит, и самого Сталина, он произнес уже в 1946 году.

Это факты истории, известные уже десятилетия. А вот об операции, получившей кодовое название “Немыслимое”, мир узнал совсем недавно. Был опубликован документ из государственного архива Великобритании, где подробно описаны военные планы Черчилля против СССР. Операция “Немыслимое” – неожиданный и сокрушительный удар по ослабевшему союзнику, была датирована маем 1945 года.

Еще в своих мемуарах Черчилль в красках описал, как на Потсдамской конференции в 1945-м он шумно возмущался постоянными опозданиями Сталина и прилюдно обещал не вставать с места, когда тот войдет в зал заседания. “Но когда Сталин вошел, совершенно неожиданно для себя я подскочил вместе со стулом”, – вспоминал Черчилль.

Учитывая хотя бы эти исторические факты, разве стоит сомневаться в непредсказуемости британского премьер-министра?

Еще одна деталь легенды

Есть еще одна деталь легенды, связывающей Черчилля с Петропавловском. Людская молва утверждает: как-то один из встречавших британского премьера североказахстанских чиновников обронил, что у заядлого курильщика Черчилля во время беседы при петропавловской дозаправке пепел так ни разу не упал с его любимых гавайских сигар. Высокий гость вставлял в них какие-то металлические иголки…

Вполне возможно, история предоставит точные доказательства того, что Уинстон Черчилль бывал в Петропавловске. А вот что уж точно не легенда, а свершившийся, известный факт – самолет государственного секретаря США середины 60-х годов господина Дугласа приземлился в Петропавловске для дозаправки. Его, несмотря на железный занавес, встречали гостеприимно. Тогдашний руководитель Петропавловска Александр Липовой лично обеспечивал досуг транзитного пассажира. Но это уже совсем другая история…

Инна ЛОПАТКО, Петропавловск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи