Опубликовано: 110

Мир и согласие – высшие ценности

Мир и согласие – высшие ценности Фото - Гульмиры КЕНЖЕГАЛИЕВОЙ

В Приуралье последовательно реализуется принцип межэтнического согласия.

Западноказахстанцы поддерживают государственную политику межэтнического согласия в регионе. Жители области независимо от национальностей считают себя казахстанцами, представителями единого народа Казахстана. И здесь особую роль в консолидации общества играет Ассамблея народа Казахстана в ЗКО. Заместитель председателя АНК в ЗКО, председатель чечено-ингушского культурно-просветительского объединения “Вайнах” Данильбек САРАТОВ, чьи предки пережили насильственную депортацию в Казахстан, как никто другой, понимает цену мира в Казахстане, который стал для него родным домом.

О том, какую роль играет Ассамблея народа Казахстана Западно-Казахстанской области в сохранении мира и стабильности в регионе, Данильбек Алиевич Саратов рассказал в интервью “КАРАВАНУ”.

– Ассамблея играет очень большую роль в укреплении мира и согласия. Со дня создания Ассамблеи народа Казахстана, 1 марта 1995 года, наша цель всеобъемлюще была направлена на консолидацию нашего общества. На это были ориентированы усилия всех – и коренных казахов, и нас, которые волею судьбы в результате насильственной депортации оказались в Казахстане, эта участь настигла и моих предков, моих родителей. И вот благодаря дальновидной политике Нурсултана Назарбаева, его мудрости нам удалось сохранить мир. Что бы ни говорили, но роль Первого Президента в этом деле огромна, он сохранил благодаря своей политической воле мир, согласие и процветание в Казахстане. Он создал АНК, и все этносы вошли в эту Ассамблею дружбы народов. Наша цель была направлена на сохранение взаимопонимания, взаимного согласия, на приумножение мира. И мы этого достигли. Да, было трудно, нелегко, было много провокаций, подстрекательств, но мы шли своей дорогой, дорогой мира.

 

– Как вы оцениваете вклад этнокультурных объединений в этом непростом деле?

– Вклад этнокультурных объединений очень велик. Нурсултан Назарбаев, когда создавал Ассамблею, уже тогда знал, что это будет благотворительная организация. Он сохранил казахскую нацию, сделал ее хозяином на своей родной земле. Когда такое было, чтобы казахи были хозяевами на своей родной земле? Такого раньше не было. Елбасы это сделал. Он очертил границы нашего государства. Даже границу с Китаем. То, что даже в советское время не смогли сделать, Назарбаев сделал технично, мудро, без кровопролития, мирно. Что еще надо?

Сегодня Казахстан – признанное во всем мире государство, которое живет и развивается стабильно. У нас 140 национальностей проживает в стране, это 140 языков. Мы обеспечили многоязычие, это уникальное государство. За последние два года этнокультурные объединения Западно-Казахстанской области, входящие в АНК, оказали благотворительную помощь на сумму свыше 210 миллионов тенге. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем, помогать нуждающимся, оказать поддержку обществу. Даже во время пандемии члены нашего казахско-вайнахского клуба “Достык” были на передовой, они работали в “красной” зоне, где сами медики отказывались работать. Мы несем добро, делаем всё, чтобы нас понимали, чтобы люди чувствовали нашу помощь. Мы строим дома, проводим в дома воду, газ, делаем ремонты в домах одиноких матерей. Ездим по всей области, чтобы оказать помощь людям. И это притом что мы работаем бесплатно, на патриотизме, нам никто за это не платит. Единственное, государство выделило нам офис, чтобы мы могли проводить свои встречи. Все этнокультурные объединения вкладывают свои личные деньги на всевозможные мероприятия и благотворительность. И это объединяет всех нас.

 

– Вклад в социально-экономическое развитие области со стороны этнокультурных объединений и их членов тоже огромен…

– Руководители этнокультурных объединений – в основном предприниматели, занимаются малым и средним бизнесом. Есть крупные компании, которые помогают обществу. Среди них – Исаев Хамза, он крупный бизнесмен, очень много акций проводит по поддержке малоимущих и нуждающихся, но он никогда не рекламирует себя. Вообще очень многие бизнесмены не хотят афишировать себя, помогают от чистого сердца, без всякой рекламы. Один из них, Ануар Агаев из Бурлинского района, во время пандемии миллионные средства выделил на благотворительность из своего кармана. Как говорят, да не оскудеет рука дающего. Сейчас у нас акция “Дорога в школу” проходит. Покупаем ранцы, канцелярские товары – тетради, ручки, чтобы ученик надел рюкзак на плечи и пошел школу, ни о чем не переживая. Помощь оказываем малообеспеченным семьям. Все этнокультурные объединения подключились к этой акции. Хотим 100 детей охватить, но, наверное, будет намного больше. Вчера отправили детей из малоимущих семей на озеро Шалкар на отдых. Это тоже помощь Ассамблеи.

– Наша область граничит с пятью регионами России. В плане приграничного сотрудничества какая работа проводится?

– Есть связи с военно-патриотическими объединениями приграничных областей России. Вот буквально на днях военный борт доставил в область останки нашего земляка Калии Дузбаева. Останки погибшего солдата найдены были под Ленинградом. Определили его по медальону нагрудному, что он наш земляк, что он из ЗКО. Минобороны Казахстана и России отмечают, что работа по установлению и увековечению казахстанских солдат, погибших в годы войны, продолжается. В прошлом году из Саратова были доставлены мемориальные доски наших земляков, погибших в годы войны, и установлены на Аллее памяти на старом кладбище. Ну и в культурном плане тесные связи. К нам часто приезжают представители из Саратова, Самары. Оренбурга, Волгограда, Астрахани. Живем в тесном контакте.

– Чечено-ингушское общество “Вайнах” как этнокультурное объединение было создано в Казахстане на заре независимости страны…

– Чечено-ингушское культурно-просветительское объединение “Вайнах” образовалось в 1990 году по решению горсиполкома Уральска. И вот, как сейчас помню, в гостинице “Саяхат” был большой конференц-зал, так он до отказа был забит. Приехали представители из Алматы, была даже поздравительная телеграмма Олжаса Сулейменова, она у меня до сих пор сохранилась. В 1990-м мы избрали правление, председателя. Я был членом правления. Было очень много людей, на первое собрание пришли около 200 членов, среди них были и казахи, и русские, которые вступили в наше общество. С 1995 года я председатель этого общества на общественных началах.

 

– Как ваши предки оказались в Казахстане?

– 24 февраля 1944 года без предъявления каких-либо обвинений в 4 утра жителей Чечни согнали на центральную площадь Грозного. Сажали в товарные вагоны, где не было дорог – гнали пешком. Так мои родители были депортированы в неведомый Казахстан. Они оказались в Костанайской области – Тарановский район, село Варваренко. Моя мама тогда еще не была замужем за моим отцом, там они нашли друг друга. Там я родился, и там родился мой старший брат. Отец мой похоронен тоже в Костанайской области. Таким образом мои предки оказались в Казахстане. Мама после смерти отца уехала в Чимкент, оттуда нас забрал в Алма-Атинскую область мой сводный брат – сын мамы от первого брака. Я там рос до 18 лет. Потом мама захотела переехать в Чечено-Ингушетию, на свою историческую родину. Приехав туда, я увидел, что люди живут бедно. Тогда для чеченцев в своей республике не было рабочих мест. Хорошо оплачиваемые места чеченцам не доставались, и они были вынуждены ездить на заработки. Я, когда приехал, увидел, что у родственников большие семьи и для меня здесь нет места. Понял, что дальше по жизни я должен пробиваться своими силами и способностями. Вернулся обратно в Казахстан. Приехал в Уральск и влюбился в этот город. С тех пор я здесь, у меня была своя строительная бригада, мы строили дома, делали ремонт.

– Сейчас очень многие пытаются уехать на историческую родину, сколько вайнахов живет в Приуралье?

– В период двух военных кампаний в Чечне в Уральск приехали тысячи беженцев. По окончании первой кампании в 1996 году они стали возвращаться домой. В 1999 началась вторая кампания. Они вернулись в Казахстан. Почти 800 человек. После окончания второй кампании, которая длилась очень долго, – это была братоубийственная война, многие уехали. В конечном итоге всего около 5 семей беженцев остались здесь. Остальные вайнахи – это старожилы, которые раньше жили здесь. Сегодня, по данным статуправления, в области живут 560 человек чечено-ингушской национальности.

– А есть связь между казахстанскими общественными объединениями и организациями Чеченской Республики?

– Есть централизованная связь. В Алматы ассоциация “Вайнах” со всеми поддерживает связь. В области мы создали казахско-вайнахский клуб “Достык” на фоне наших взаимосвязей с благотворительным фондом “Даймохк” в Чеченской Республике.

Когда в Бирме начали притеснять мусульман и они бежали в Бангладеш, где была острая нехватка воды, тогда члены благотворительного фонда “Даймохк” выехали туда, чтобы помочь. Узнав об этой акции чеченцев, наши члены казахско-вайнахского клуба “Достык” собрали деньги на один колодец, но не знали, как отправить. По Интернету нашли телефоны фонда “Даймохк” в Чечне, связались с ними. Решили отправить через них деньги, а те говорят: вы странные, казахи, не зная нас, хотите нам деньги отправить? А наши ответили: “Ну вы же чеченцы, мы вам доверяем”. В результате члены “Даймохк” поехали в Бангладеш и забили там 41 колодец, один на наши деньги и 40 – на свои. В знак благодарности казахскому народу за то, что в годы репрессии приняли наших предков на своей земле, помогли им выжить, они подарили нам 20 колодцев. Они преподнесли 21 колодец беженцам из Бирмы в Бангладеш от имени казахского народа. Все потомки чеченцев помнят о тех добрых делах казахского народа, который приютил, помог чеченскому народу. И эти ребята из Чечни подтвердили это. И вот, когда мы их пригласили сюда в Уральск, на вокзале мы приветствовали их по казахскому и чеченскому обычаям. Их встретили четыре девушки

– две казашки и две чеченки – в национальных костюмах. Они были очень удивлены. Сейчас планируем выезд в Чеченскую Республику во главе с акимом области для заключения полезных договоров и связей.

– Чем важна Ассамблея народа Казахстана для сегодняшней молодежи?

– Конечно, я до сих пор помню, когда мы поехали на первую сессию АНК в Алматы, в начале заседания нам продемонстрировали кадры чеченской войны. Где мать стоит у изголовья своих пятерых сыновей, которые были завернуты в саван. И вверху надпись: “Когда в дом приходит война, всё остальное теряет смысл”. Эта мать вышла на улицу подоить корову, когда бомба упала в дом. И вот был такой генерал-лейтенант Манилов, в Москве на конференции мы спросили у него: “Почему бомбили мирных жителей?”. Он ответил, что у них все удары точечные. И этот точечный удар попал в дом мирной женщины. И вот эти слова о том, что, когда приходит война, всё теряет смысл, меня глубоко тронули.

Для нас очень важно сохранение мира на нашей земле. Ассамблея делает всё, чтобы наши народы жили в мире и согласии, чтобы на нашей земле никогда не было войны. Провокаторов хватает, которые несут чуждые нам идеи, но мы стоим на своем, для нас важна консолидация общества, сплоченность народов, умение выстоять перед любыми трудностями.

УРАЛЬСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи