Мир галлюцинаций художника Мухомора - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+20 °C
Алматы
2024 Год
9 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мир галлюцинаций художника Мухомора

Мир галлюцинаций художника Мухомора

Двадцать лет Александр ЕРАШОВ проработал машинистом-обходчиком в небольшом городке Аксу Павлодарской области, а сегодня его картины выставляются в Европе.

  • 16 Января 2016
  • 4400
Фото - Caravan.kz

Ими восторгаются именитые художники и эксперты в области культуры. Среди почитателей – российский искусствовед Артемий ТРОИЦКИЙ, который считает творения аксусца по прозвищу Мухомор, ныне живущего в России, гениальными.

Доллар, иди домой!

Картины Ерашова лучше разглядывать подолгу. Изобразительное фэнтези Александра полно мелких деталей, что являются образами эпох, приветами множеству событий и шифром истории. Культовые личности предстают с неожиданной стороны. Так, Ленин нарисован в образе фараона, Мурзилка замахивается молотком на Микки-Мауса. В “Азбуке СССР” буква “д” разъясняется емкими и очень актуальными сегодня фразами:   “Доллар – душа дьявола”, “Доллар нам не друг”, “Доллар, иди домой!”. Литера “а” – это Андропов, Арафат и акулы капитализма, жующие ананасы и находящиеся под прицелом автоматчика. “Б” – это Брежнев, Бендер, бревно, “Беломорканал”, а еще Буратино, бьющий балалайкой по голове буржуев и баев.

– Мне как-то посетитель выставки сказал, что мы благополучно избавились от коммунистов, а я их пропагандирую! Другой обозвал меня ярым антисоветчиком! Главное – это реакция. Когда картина безразлична, меня это печалит, – рассказал нам по скайпу 43-летний Ерашов, недавно переехавший в Липецк.

– Такое впечатление складывается, что в сериях про СССР ты троллил тогдашнюю идеологию. Верно?

– Но не историю, а идеологию. Это мои фантазии, до какого абсурда она могла дойти. Я люблю СССР, но мы зашли в идеологический тупик. Я никогда не глумился и не буду по поводу религии и Великой Отечественной войны. Над святым смеяться нельзя.

Александр подчеркивает, что уважает свободу самовыражения, но считает, что определенные рамки должны быть у любого творца, называющего себя художником. Например, он считает немыслимым, некорректным то, как французский журнал “Шарли Эбдо” шутит по поводу мусульманской или христианской веры.

Что касается присутствия СССР в творчестве, то даже первая детская выставка Саши оказалась связанной с советской тематикой. В пять лет он стал участником вернисажа

“60 лет СССР глазами детей” в родном Аксу. Его картину, где матрос шел с флагом на демонстрации, воспитатель детсада отправила в городское собрание наиболее интересных работ.

Ерашов отмечает, что, сколько себя помнит, всегда рисовал. Хотя среди его предков художников нет. Отец работал энергетиком, мать – инженером-конструктором. Для них, по словам Александра, его увлечение рисованием всегда было неким баловством. Может, именно поэтому он пошел работать на одно из крупнейших энергетических предприятий Казахстана – Аксускую ГРЭС. Откуда уволился год назад и переехал в Россию.

Шиз-арт – это мое!

Первая персональная выставка у Ерашова прошла в Аксу в 2005 году. Он сделал 10 иллюстраций к серии книг “Казахские легенды”. Через год уже более 50 его работ было представлено в областном художественном музее.

Художник считает, что широко известным стал благодаря руководителю алматинской галереи “Улар” Юрию МАРКОВИЧУ. В 2006 году он организовал выставку Ерашова в южной столице, а через три года повез работы казахстанских художников, в том числе аксусца, на Европейскую ярмарку искусств в Литву. Именно там картины аксусца заприметил Артемий ТРОИЦКИЙ. Он приобрел несколько из них, а позже, в 2010 году предложил ему стать участником выставки Л.И.Б.И.Д.О. (Ленинградский институт брака и домашнего очага), организованной группой арт-хулиганов “Колдовские художники”.

– Среди них я смотрелся наиболее спокойно и скромно, – с улыбкой говорит Александр.

– Ленин занимает особое место в твоем видении мира. То фараон он у тебя египетский или святой, то макушку елки украсит, то с мухомором на голове…

– Недавно увидел его впервые в Мавзолее, когда с сыном ездил в Москву. Ленина можно по-разному оценивать, но он точно  один из величайших людей в истории. В СССР вождь смотрел на нас отовсюду, разве что на унитазах не было его портретов. Почему я вижу его фараоном? Мавзолей у стен Кремля – это практически пирамида в Египте. Ленин – он как мумия, наш современный фараон. Они оба “вечно живые”! И поклонение ему похоже на египетское, и изображения везде.

– В некоторых фильмах мумии оживают, Александр… Когда его нарисовал первый раз?

– В детстве, когда мы баловались и пытались скопировать червонец (десятирублевая купюра). Не для использования в магазине, конечно, а ради смеха.

– Как ты называешь свой стиль?

– Я – график, рисую, как мне нравится, а определять направление – дело критиков. Кто-то именует мои работы постмодернизмом, кто-то – соц-артом. Троицкий назвал мой стиль политическим шиз-артом, сделав мне комплимент. Вот эта оценка понравилась больше других! – смеется Александр.

Пожалуй, нам стоит привести рецензию Артемия Троицкого относительно персонального вернисажа Ерашова в Лондоне, прошедшего в этом году. На нем, к слову, искусствовед побывал лично, но автору, впервые выставившемуся под псевдонимом Amanita (в переводе с латинского – “мухомор”), поехать не получилось.

– По скрупулезности прорисовки деталей работы Мухомора напоминают творчество душевнобольных. По нарративу – лекции по истории СССР. По пластичности – изящность мастеров модерна. По настроению – черный юмор. По мерцанию подсознания – эротические мучения. По большому счету – “политический шиз-арт”. Мне нравится. Интересные грибы растут в Актюбинске, – писал Троицкий на своей персональной странице в Интернете, немного, правда, перепутав Аксу и Актюбинск.

Картины-галлюцинации

Происхождение псевдонима Amanita Александр преподносит довольно изящно. Когда он стал выходить на Запад, организаторы лондонской выставки сказали, что хорошо бы придумать яркое запоминающееся прозвище, а не просто указывать фамилию. Мол, англичанам точно наказание произносить наши фамилии, будь то Андрианов или Абдрахманов.

– Когда предложил Amanita, англичане ухватились! Мухомор –  он не ядовитый, а скорее несъедобный. Гриб этот намеренно не травит – его только кушать не надо. Мухомор – очень красивый. В графике часто использую белый и красный цвета. У некоторых северных народов мухомор символизирует звездное небо. Шляпка – небесная гладь, а белые точки – они как звезды. Гриб-небо еще и сильный галлюциноген, их, например, шаманы потребляли. Я же, как художник, тоже дарю зрителям некую галлюцинацию – окно в некий мир. Но мухоморы употреблять в пищу не призываю (смеется).

– Александр, уж лучше я спрошу напрямую на тему душевнобольных и грибов… Есть люди, убежденные, что такие картины, как у тебя, может рисовать человек, увлекающийся наркотиками или психотропными субстанциями. Какие у тебя отношения с этим видом вдохновения?

– Мне 43 года, а выгляжу на 30. Разве наркоман бывает таким свежим? (Улыбается.) Никогда не употреблял и не советую. Единственная зависимость – это чай и сигареты. Наркоман никогда не нарисует что-то стоящее, потому что наркотики не могут дать вдохновение, насколько я понимаю. Считается, что великие творцы сначала стали известными, а потом увлеклись психостимуляторами. У меня есть другой наркотик – это эндорфины, гормоны счастья, которые вырабатываются, когда я занимаюсь тем, что мне по душе. Это самый сильный наркотик! И к тому же полезный.

Я казахом был и буду

Переехать в Липецк Ерашову предложил друг. Город приглянулся тем, что расположен недалеко от Москвы, и цены здесь приемлемые. Опять же через российскую столицу легче контактировать с организаторами его выставок в Лондоне.

На вопрос, может ли сегодня художник стать состоятельным человеком, Ерашов говорит, что он лично не имеет квартиры или автомобиля. Но добавляет, что на жизнь ему хватает средств благодаря тому, что иногда продает картины. При этом отмечает, что знает художников, сделавших неплохие деньги на рисунках для рекламных проектов.

При обособленности картин Ерашова он не считает свое творчество предназначенным лишь для ценителей-гурманов. Рассказывает, коллеги на заводе в Аксу с удовольствием принимали в дар распечатки картин. Весьма лестные отзывы Александр, по его признанию, получил после выставки в Алматы. Но самую дорогую сердцу реакцию на свою работу он услышал 10 лет назад.

– Когда выставил серию “Тюркские легенды”, земляки были убеждены, что я прекрасно владею казахским языком. На бытовом уровне понимаю, конечно. Мне сказали, что без глубокого знания языка так нельзя нарисовать! Было очень приятно – люди оценили, что я интегрирован в казахскую культуру. Это высокий комплимент для меня! – воодушевленно говорит Ерашов.

Наш собеседник делится, что очень скучает по отчизне. Хоть и живет в России, но по ментальности чувствует себя азиатом, казахстанцем и будет таковым до конца жизни. Везде о себе говорит, как о казахском художнике. Он считает, что творческие люди в республике нуждаются в самой широкой поддержке.

– Казахстан как зачастую воспринимают? “Нефть, металлы, Астана”. Но мы не только сырьевая страна, а государство с богатой культурой. Вот за счет чего можно развивать имидж страны! – убежден Александр Ерашов.

– Спасибо за беседу! Успехов!

– Спасибо вашей газете!