Опубликовано: 1208

Миллионы мимо кассы

В Шымкенте очередное обострение коммунальных проблем. Монополисты жалуются на миллионные долги потребителей. Жители негодуют, вспоминая прошлый отопительный сезон. Власти же мечтают о появлении в Шымкенте КСК, которые решат все проблемы.

Денег нет – проблемы, деньги есть – тоже…

Когда-то идея создания кооперативов собственников квартир в Шымкенте с треском провалилась. Потом поговаривали о кондоминиумах. Сейчас вновь предлагают организовывать КСК.

Необходимость создания хоть какой-либо структуры, заботящейся о благоустройстве жилого фонда и внутридомовых коммуникаций, для города очень актуальна – без нее вот уже который год даже подготовка к отопительному сезону на грани срыва.

Но тут главная загвоздка – в финансах. В свое время даже наиболее эффективные КСК рухнули из-за денежного вопроса.

Первая проблема: у КСК не было денег. А расходы немалые – на тот же ремонт. Но всегда находились несознательные граждане, которые отказывались платить взносы в КСК – так называемые целевые на общие нужды.

В Шымкенте некоторые КСК все же наладили сбор средств. И тут возникла вторая проблема: у КСК появились деньги. Но даже там, где председатели старались реально что-то делать, возникали конфликты интересов. Одни жильцы считали, что надо срочно перекрывать крышу, другие тянули ремонтников в подвал. Все вместе были недовольны тем, что руководитель КСК назначил себе “слишком большую зарплату”. В итоге – ни КСК, ни ремонта. И… огромные долги населения по “коммуналке”.

В Алматы и Астане вопросы финансовой дисциплины жильцов были решены путем внедрения единого платежного документа (ЕПД) в оплате коммунальных услуг, куда включены и так называемые затраты на содержание жилья (целевые).

В Шымкенте тоже пытались такое внедрить. Идея провалилась. ЕПД удобен для абонентов – не приходится бегать в разные кассы, расположенные порой в разных концах района, чтобы оплатить газ, свет, тепло, воду и т.д.

В принципе должно быть выгодно это и коммунальщикам, так как у них значительно сокращаются расходы на содержание многочисленных пунктов приема абонентской платы и штата кассиров. Плюс легче начислять платежи по таким видам коммунальных услуг, которые берутся из расчета количества проживающих, прописанных жильцов.

Почему столь удобный для всех вариант не прижился?

Удар по теневой кассе?

Один из специалистов-ком­муналь­щиков дал свое объяснение, почему в Шымкенте никогда не будет введен единый платежный документ, как в южной и северной столицах. Дело в том, что здесь до сих пор все еще практикуется сбор оплаты с населения с помощью так называемых выездных касс или просто пеших кассиров, которые собирают наличку и выдают абонентам квитанции об оплате. Эти квитанции признаются самой коммунальной службой при расчетах с населением, и абонент официально должником не числится. Однако в финансовой отчетности эти суммы, бывает, не всегда фиксируются. Именно поэтому сами коммунальщики не заинтересованы в централизации сборов, где все финансовые поступления становятся абсолютно прозрачными.

Очень не хочется обвинять шымкентских коммунальщиков в нечистоплотности. Но, с другой стороны, такие гиганты-монополисты, как газовые и энергетические службы, являются республиканскими государственными компаниями. И уж если в Алматы и Астане их коллеги сумели наладить цивилизованный сбор платежей с населения, то что мешает им действовать по тому же принципу в Шымкенте?

Всех – не пересчитали

Тут, кстати, надо упомянуть еще об одном нюансе: в Шымкенте до сих пор нет точных данных о количестве горожан. Городская власть открыто признает, что отсутствие данных о реальном количестве жителей создает немало проблем.

Но вот что интересно: некоторые коммунальные службы очень легко подсчитали своих абонентов. Так, энергетики с некоторых пор ввели дифференцированный тариф – на каждого жителя квартиры утвержден определенный лимит киловатт-часов по льготной цене, а за все, что свыше, уже берется по повышенному тарифу. И если в квартире прописан один человек, то льготное количество киловатт выделялось на одного. Граждане очень быстро потянулись в кассы “Энергопотока”, декларируя реальное количество жильцов, – говорят, что после этой кампании энергетиков в Шымкенте стали активно прописываться.

Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

[X]