Опубликовано: 1700

Миллиард на заплатки

Миллиард на заплатки

Правительство уже оценило “Дорожную карту” как успешный проект. И выделило в 2010 году на “карту” еще 100 миллиардов тенге.

Казахстанцы будут обеспечены работой, это позволит им продержаться в нелегкие времена. Но будет ли ощутимая польза для экономики в целом?

Лопата вместо пособий

Впервые такие “общественные работы” власти организовывали во время кризиса 1930-х годов – в США и Германии. Отечественную программу “Дорожная карта” принимали в марте – апреле этого года тоже в условиях чрезвычайной ситуации. Осенью 2008-го в 2–3 раза упали цены на нефть и металлы, и приток денег в страну резко уменьшился. “Миттал-Стил”, “Казах­мыс” и другие крупные компании начали сокращать производство, переводя людей на неполный рабочий день. Крупнейшие банки просили помощи у государства. Более полумиллиона трудоспособных граждан уже были безработными (не считая “самозанятых”). Без бюджетной поддер­жки, по прогнозам Минтруда, к середине года в эту армию “влилось” бы еще 136 тысяч человек, а всего средств к существованию лишился бы каждый одиннадцатый трудоспособный житель страны.

Поэтому задача перед разработчиками “Дорожной карты” стояла вполне конкретная – дать людям возможность прокормить свои семьи. Предлагаемая работа по возможности не должна была требовать специальных знаний, но и платили за нее минимум.

Кризис заставил шевелиться и наших чиновников: 140 миллиардов тенге быстро и без лишней волокиты (умеют, когда захотят!) распределили по министерствам, которые отвечали за те или иные направления. Акиматы в считанные недели определили “фронт работ”, нашли подрядчиков и приступили к выполнению.

Кстати, паспорта всех проектов в рамках “Дорожной карты” выставлены на специально созданном портале dorkarta.enbek.gov.kz в Интернете. Желающие могут найти там также данные о фирмах, которые их получили, и даже полюбоваться на фото каждого (!) объекта – до работ и после.

Вот только в США, Германии и Китае после общественных работ остались электростанции, крупные автотрассы и плотины. А у нас?

Не было ремонта, да кризис помог

По немецким “кризисным” автобанам до сих пор прокатиться – одно удовольствие. В Китае тоже предпочитают капитальные проекты, от которых выгоду получают целые города и регионы.

У нас деньги выделили в основном на те сферы, до которых у акиматов часто “руки не доходили” – на “коммуналку”, местные дороги, ремонт школ, больниц и соцобъектов. Ремонты, озеленение, новый асфальт поверх еще даже не слишком старого…

Но есть и исключения. Например, во времена строительного бума акимат Алматы так и не смог “уговорить” частных застройщиков на ремонт канализации.

– Очистные сооружения города не ремонтировались четверть века и были в предаварийном состоянии, – сообщила нам заместитель начальника управления коммунального хозяйства и энергетики акимата Алматы Елена САРЖЕВСКАЯ, – на их восстановление требовалось более одного миллиарда тенге, и акимат не смог бы найти такие деньги.

Отработал – освободи место!

Главный кризисный вопрос – безработица – решается сейчас за счет государства, но на очень короткий срок.

– Последние два года мы работаем только по госзаказу, – отмечает директор ТОО “ПСК “Алматыстроймонтаж” Нурлан БАШИХТЕНОВ, – на “рынке” что-то найти очень трудно. По “Дорожной карте” ремонтируем русло Малой Алматинки и реки Кенсай, создали 516 рабочих мест.

“Место” – это не постоянный работник. Обычно речь идет о некой работе – заливке бетона, копке траншеи. Работы на “месте” может быть на весь срок заказа, а может быть – и на неделю.

Нурлан Байшихтенов говорит: “В декабре закончим работы, и люди будут уволены – до нового заказа. Пока заказов нет”.

– Людей мы нанимаем на конкретный объем работ, – объясняет директор строительной фирмы “Корпорация Силур” Александр ЛЫННИК, – квалифицированные сварщики, например, получают 80 и более тысяч тенге в месяц – за меньшие деньги специалиста просто не нанять.

Его фирма реставрирует алматинский сквер, но работают в ней жители Кызылорды и Шымкента: местные жители на стройку не очень стремятся.

Налогов маловато…

Летом, когда цена нефти приблизилась к 70 долларам, наши чиновники взбодрились. В начале сентября глава Минэкономики Бахыт СУЛТАНОВ даже предложил отказаться от использования денег Нацфонда. По мнению министра, на затыкание всех дыр вполне хватало и “внутренних ресурсов”.

Под ресурсами, видимо, подразумевались налоговые поступления, из которых и состоит госбюджет. С начала 2009 года только через “Самрук-Казына” в экономику было “влито” более 5 миллиардов долларов государственных средств. Ожидалось, что эти деньги станут “смазкой”, которая запустит затормозившую промышленность, оживит кредитный рынок и увеличит спрос со стороны населения. “Ожившие” компании заплатят больше налогов – и все постепенно наладится.

Однако к октябрю стало ясно, что дела идут хуже, чем ожидалось. Бюджетные миллиарды тратились быстро, но оживления не было: в январе – сентябре налогов собрали на 399 миллиардов тенге меньше, чем за те же месяцы годом раньше. Это значило, что по итогам года бюджет “недополучит” (по сравнению с 2008-м) примерно 600 миллиардов тенге.

Продлевая “Дорожную карту” в нынешнем виде, правительство рассчитывает на скорый выход из кризиса. А если он затянется?

29 тысяч тенге в месяц – средняя зарплата занятого на общественных работах в рамках “Дорожной карты”

Компетентно

Директор центра анализа общественных проблем Меруерт МАХМУТОВА:

– “Дорожная карта” – это временная мера, которая может облегчить жизнь простых людей во время кризиса, но не решит проблемы, которые накопились в экономике. Говорить, что Казахстан вышел из кризиса, на мой взгляд, рано. С 2007 года на антикризисные программы государство выделило в общей сложности 19,8 миллиарда долларов. Часть этих денег пошла не на решение проблем, а на их консервацию. Например, на средства "Самрука" квартиры выкупались у застройщиков по завышенным ценам. В результате “пузырь” цен на недвижимость сохранился, и она по-прежнему недоступна подавляющему большинству жителей страны. Нет ясности с кредитами, которые компании не могут вернуть банкам, и с долгами самих банков. Сделать страну более устойчивой к кризисам можно только созданием новых производств мирового уровня и постоянных, а не временных рабочих мест. Надо учиться зарабатывать деньги еще на чем-то, кроме сырья, иначе страна всегда будет зависеть от цен на нефть и внешних займов.

Красиво жить не запретишь

Потраченный миллиард долларов в рамках “Дорожной карты” оставил много вопросов. На что тратились деньги, к примеру, в Алматы?

Например, уборка территории бульвара Гагарина – от ул. Жандосова до ул. Толе би (вывоз мусора, планировка территории, озеленение, установка поливочного водопровода) – обошлась в 388 миллионов тенге (2,58 миллиона долларов).

Кроме того, на ремонт 13 фонтанов было истрачено 8,3 миллиона долларов. Для сравнения: модернизация находящихся в аварийном состоянии очистных сооружений города обошлась в 4,9 миллиона зеленых.

Между тем крупнейший мегаполис республики до сих пор не имеет кольцевой дороги (строительство было в очередной раз отложено). Стройку Восточной объездной дороги, которая должна решить проблему пробок в восточной части города, тоже почти свернули – в этом году на нее выделено лишь 10 процентов нужной суммы. Этой весной из-за износа в энергокомплексе Алматы произошло несколько серьезных аварий. Уровень износа тепловых сетей города составляет 70 процентов.

Вопросы к уважаемым акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ и министру индустрии и торговли РК Асету ИСЕКЕШЕВУ:

Относятся ли бульвары и фонтаны в центральной части города к объектам “водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации”, на которые в первую очередь, в соответствии с Посланием Президента, надо тратить деньги во время экономического кризиса?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи