Опубликовано: 2277

Место преступления – школа

Место преступления – школа

Все чаще школьные новости вызывают шок. Поход за знаниями может обернуться если не трагедией, то большими неприятностями. То учитель сводит счеты с учеником, то ученики не поладили между собой, то в школьной столовой накормят протухшим обедом, то в здании обрушивается потолок. Почему так происходит?

Убийство школьника прямо на уроке в одной из столичных школ стало главной темой недели. Смертельный удар подростку нанес его же одноклассник, который, как выяснилось, страдает серьезными психическими отклонениями. Каким образом ученик оказался в обычной общеобразовательной школе, остается большим вопросом.

Удар в сердце

Школьная трагедия произошла в минувший вторник в 11 утра в столичной школе-лицее № 76. Во время урока истории между двумя учениками 8-го класса вспыхнула ссора, и один из мальчиков, как сообщалось, ударил другого ручкой в грудь. Удар пришелся прямо в сердце. До приезда “скорой помощи” пострадавший скончался от потери крови.

На днях полицейские и столичные прокуроры выдали первые подробности трагического происшествия. Выяснилось, что с 2007 года мальчик состоял на учете в центре психического здоровья и обучался на дому. Однако, согласно заключению врачебно-консультационной комиссии, ему было рекомендовано пробное обучение в средней школе сроком на один год.

По предварительной версии, восьмиклассника его же сверстник убил обычной шариковой ручкой. Однако в материалах следствия уже фигурирует некий “неустановленный предмет”. Об этом сообщил прокурор района “Есиль” Астаны Биржан МАЖРЕНОВ.

По его словам, в убийстве школьника будут разбираться два ведомства – Министерство образования и науки и Министерство внутренних дел. "Создана комиссия для изучения данного инцидента, в нее включены специалисты Комитета по контролю в сфере образования и науки, Комитета по охране прав детей, управления образования Астаны и представители МВД”, – сообщил прокурор Есильского района.

Вопросы, вопросы

Сейчас полиция проводит доследственную проверку. Поскольку подозреваемый является несовершеннолетним (ему всего 13 лет), то уголовное дело вряд ли будет возбуждено.

Юрист Союза журналистов РК Тамара СИМАХИНА отметила, что в деле об “убийстве шариковой ручкой” много вопросов.

– Хотелось бы, например, прояснить: какими документами был оформлен переход ребенка с такого домашнего обучения на школьное? Должно быть заключение врача о том, что состояние ребенка на данный момент безопасно для нахождения в классе. А если все это обговаривалось только устно или вообще не обсуждалось, то на каком основании его вернули в школу?

Слишком много агрессии

Президент Ассоциации психоанализа Казахстана психотерапевт Анна КУДИЯРОВА считает, что в обществе слишком много агрессии и равнодушия и это, естественно, сказывается на детях:

– Уровень агрессии растет: дерутся водители на дорогах, в прошлом году девочки убили сверстницу за игрушку. Но, как бы ни ругали школу, воспитание должно начинаться в семье. Если мальчик, которому сказали что-то, оскорбили или унизили, сразу бросился убивать или избивать обидчика, значит, дома он видел подобные примеры. И его не научили справляться со своей злостью. Кроме того, учителя и школьные психологи тоже не обладают должными навыками разрешения таких ситуаций, а ведь в психологии очень много приемов, методов и техник мирного решения споров, конфликтов, драк. И самый первый простой вариант успокоить мальчиков – это элементарно физически развести их в стороны. Почему это не сделал учитель? Или одноклассники?

Врачи-психиатры объяснили, чем могло быть вызвано такое поведение мальчика:

– В отношении этого ребенка ничего конкретного сказать нельзя, каждый случай рассматривать надо индивидуально. Но в целом при диагнозе “органическое расстройство личности” проявления могут быть разными – от замкнутости и пассивности, которые тоже могут рассматриваться как симптомы расстройства личности, до агрессии. И, конечно, проявления болезни зависят от того, работа каких именно центров нарушена в головном мозге.

А само нарушение мозгового кровообращения может возникать из-за черепно-мозговых травм или в результате перенесенных заболеваний – менингита, энцефалита, или быть следствием тяжелой родовой травмы. При определенной поддерживающей терапии и регулярном приеме лекарств такие заболевания лечатся.

Надо проанализировать: чем было вызвано это недовольство? Что или кто его спровоцировал? Но в любом случае, раз ребенок страдал таким расстройством, наверное, надо было уделять этому больше внимания. Все здесь неоднозначно.

Аким предупреждал?

Недавно на августовском совещании аким Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ предлагал ввести в школьную программу предмет “психология”.

По его мнению, современные школьники не умеют решать психологические проблемы и не знают, к кому обратиться за помощью. Как следствие – в подростковой среде формируется криминальное мышление, растет наркомания, появляются “сложные” дети. И привел цифры: в столице количество преступлений среди несовершеннолетних растет: если в 2013 году зафиксировано 25 таких случаев, то за 7 месяцев этого года – уже 53.

Но самым трагичным явлением, по мнению акима, является детский суицид. Только за последние 3 года среди несовершеннолетних детей столицы зарегистрировано 89 попыток суицида, из них 14 – с летальным исходом.

[X]