Опубликовано: 1700

Мерси, Кайрат

Мерси, Кайрат

Карагандинский художник Кайрат Кэй-Кэй создает шаржи не только на известных артистов экрана, но и на обычных людей. Тем более, что его работы - это не экспресс-рисунки с легко штампуемыми образами, а портреты, которые надо читать. Ведь столько там выписано мельчайших деталей и подробностей, раскрывающих характер личности.

Тема кино - позади

- Кайрат, в вашем творчестве много места занимают дружеские шаржи на киноактеров. Почему именно люди кино, а не, скажем, политики?

- Во-первых, политики мне неинтересны. Они несвободны, их образы - это зачастую не истинное лицо, а то, что сделали из них стилисты, пиарщики и те люди, интересы которых они представляют. Кино - это художественное творчество. Здесь есть герои, которым хочется подражать, и мы невольно связываем образ героя с его исполнителем. Поэтому киноактеры более любимы и популярны. У меня был долгий период, когда я с удовольствием рисовал шаржи на киноактеров. Но как только перерисовал всех тех, на фильмах которых выросли я и мое поколение, мне стало уже неинтересно. Сегодня кино и телевидение настолько скоротечны, что нет смысла гнаться за ними и отслеживать этот процесс. Звезды-однодневки сменяются одна другой. Они меня "не цепляют". Я не вижу кинозвезд уровня Алена Делона или Элизабет Тейлор. Возможно, я просто перерос тему кино. Сегодня для меня неважно, знаменит человек или нет, главное - чтобы это была личность. А еще интереснее из облика обычного человека создавать образ героя. Сегодня меня это вдохновляет, и мои находки радуют заказчиков.

- Откуда берет начало ваша шаржевая деятельность?

- Со школьной скамьи я любил рисовать. И был такой случай. Однажды отец, работая на шахте, привел ночью домой всю бригаду (вероятно, обмывали зарплату) и похвастался бригадиру, что сын классно рисует. Папа очень гордился моими успехами. Это чувство ответственности перед отцом, а теперь - перед его памятью, сохранилось у меня до сих пор. Отец тогда разбудил меня. Протерев глаза, взяв в руки карандаш, я начал рисовать бригадира, благо, у него был крупный нос. Отец мне говорил, что важно подметить самую главную черту в человеке. И я зацепился за нос бригадира, как утопающий за соломинку. После окончания работы наш дом взорвался от хохота всей бригады и самого героя портрета, который со словами: "Похож, похож!" одобрительно похлопал меня по плечу. Это и был мой первый шарж.

Раскрыть характер человека

- Сегодня есть компьютерные программы, трансформирующие лицо человека. Остаются ли востребованными шаржи?

- Все эти программы просто уродуют лицо, иногда это бывает смешно, но порой - просто противно. Истинный шарж - это произведение искусства, где надо видеть человека и думать, что утрировать, что гиперболизировать, как правильно скомпоновать на листе, а главное - раскрыть при этом характер человека. В шарже все должно быть гармонично и вызывать добрую улыбку.

- А кого из знаменитых людей рисовали с натуры?

- Армена Джигарханяна, когда он приезжал в Караганды, Ирину Муравьеву на фестивале во Франции, Александра Панкратова-Черного у него дома в Москве. А вот Никиту Михалкова, Вию Артмане, Николая Бурляева, Барбару Брыльску и Майкла Йорка (из фильма "Кабаре") - мне удалось запечатлеть на кинофестивале "Евразия" в Алматы.

- Вы дарили им свои работы?

- Не всем. Но наиболее яркий случай - встреча с Жан-Полем Бельмондо. В Московском кинотеатре "Октябрь" я подарил ему свой первый любимый профессиональный шарж. Его восторженное "О-о-о, мерси!" и крепкое пожатие руки вдохновили меня тогда на создание серии шаржей на киноактеров, с которыми мне довелось путешествовать по кинофестивалям.

Шаржи, утки, ордена

- Все ваши прежние работы в основном добрые. Сейчас другое время. Не требует ли оно некой агрессивности и в творчестве?

- Все зависит не столько от времени, сколько от взглядов мастера. Если у тебя даже где-то глубоко есть агрессивность, невольно выбрасываешь ее на холст. Но я стараюсь жить позитивно и сознательно не делаю "страшных" вещей. В настоящий момент меня привлекает эротическая тема. Мы выросли на знаменитомзаключении: "В Советском Союзе секса нет!" Но и то, что мы видим сейчас на видео и телеэкранах, тоже не радует глаз. У меня же есть серия полотен на сексуальную тему, которая, на мой взгляд, может помочь зрителям раскрепоститься, освободиться от каких-то комплексов, "запретных тем". Работы на эту тему должны выглядеть достойно и благородно, ведь это то, что присутствует в нашей жизни. Это есть и должно быть.

- Вас знают как художника-шаржиста, портретиста. А есть ли работы других направлений, не считая "французской лопаты"?

- Ну, во-первых, я - художник-универсал, берусь за любую работу. Сегодня именно шаржи наиболее востребованы и хорошо оплачиваемы. Приведу конкретный пример. Раздается звонок: "Вы можете за одну ночь раскрасить уток? Никто не берется". Отвечаю: "Раз никто не берется - тогда ко мне". Но когда их привезли, у меня был шок. Это оказались огромные муляжи гусей из полистирола количеством 21 штука. Я понял, что ночи не хватит! Причем претензии у заказчиков-охотников были серьезные. Пришлось экспериментировать: автогрунт, нитрокраска, обезжириватель и другое. Мастерская превратилась в птичник: я раскрашиваю клювики и лапки, и вдруг раздается другой звонок: "А не смогли бы вы сделать ордена из золота и серебра, да чтоб с бриллиантами?".

Я никогда не занимался ювелирной работой, так как равнодушен к камням и цветным металлам, но решил попробовать, уж больно гонорар привлекал! Отложил гусей и взялся за ордена: сделал эскизы, подрядил карагандинских ювелиров и в итоге лично вручал ордена на корпоративе адресатам. Один улетел в Голландию, а другой - в Германию. После такого "высокого" заказа обнаружилось, что мои гуси еще "не улетели". В течение полугода я чередовал своих гусей с серьезными заказами. Тем не менее, клиенты остались довольны качеством работы, а я рад, что наконец-то мастерская приобрела прежний вид и не напоминает охотничий сарай.

Секреты мастерства

- Бытует мнение, что художники редко бывают довольны своими работами.

- Два года назад мне заказали портрет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова. Я изучил его биографию, проникся уважением к этому человеку и решил сделать не традиционный юбилейный портрет, а философский. По сей день я не просто доволен своей работой, а горжусь ею.

Совсем недавно, в июле, мне "заказали" итальянского бизнесмена. Я предложил три варианта размеров холста и цен. Заказчик выбрал наименьший по размеру и по цене. Но, приступив к работе и войдя в материал, я понял, что этот размер - не для такой личности. Принял решение - сделать на большом холсте. Выложиться на 200%. Я знал, что сделал классную работу. Через месяц мне пришла телефонограмма, что итальянец был в восторге и устроил уикэнд для друзей, чтобы показать, какой подарок получил из Казахстана. Это была хорошая новость, подтвердившая мою уверенность. Вот теперь сижу и жду заказов от друзей миллионера (смеется).

- Что сложнее - рисовать с фотографии или с натуры?

- С фотографии работать легче в эмоциональном плане: сидишь в мастерской, и никто не мешает, но сложнее добиться психологизма. Рисуя с натуры, эмоционально затрачиваешь больше энергии, но работать интереснее, и легче раскрыть характер человека, потому что общаешься с ним лично. Поэтому, когда я работаю на выезде, то оговариваю с заказчиком конкретное количество портретов, которые можно успеть выполнить за один вечер.

- Что значит "работать на выезде"? Можно подробнее?

- Например, у заказчика свадьба. Он приглашает меня поработать на празднике. Я должен нарисовать его гостей. Сам процесс рисования - это уже маленькое шоу, в заключение которого проводится аукцион - распродажа дружеских шаржей на гостей в фонд жениха и невесты. Вот другой пример. Прошлым летом одна из гостиниц в Астане отмечала годовщину своего открытия. Менеджеры сделали приглашение: оплатили дорогу туда и обратно, проживание в пятизвездочном отеле, питание плюс гонорар. В мои обязательства входило рисовать любого желающего, развлекать публику и успеть при этом нарисовать не менее десяти человек. Сегодня жизнь налаживается, люди хотят зрелищ. Поэтому я по-прежнему рисую с натуры, но только уже не на улице, а на конкретных торжествах.

Попробуйте, догоните

- Нам известно, что вы проводите мастер - классы для начинающих художников. Вам не кажется, что таким образом вы плодите себе конкурентов?

- Очень хороший вопрос. Недавно я записал в своем дневнике: "В начале творческого пути всегда говори "Да". Но когда достигнешь определенного уровня - учись говорить "Нет", чтобы подняться на новый уровень". Поэтому сегодня своим ученикам я советую браться за любую работу, проверять свои силы и набираться опыта, а себя убеждаю не размениваться на мелочи, а браться только за интересные проекты. И если у кого-нибудь из моих учеников получится сделать шарж лучше, то я буду только рад. Но хочу напомнить, что я не стою на месте и продолжаю развиваться. Пусть попробуют догнать!

Николай КРАВЕЦ, фото автора, Караганды

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи