Опубликовано: 1800

Мечты в облаках

Ирландия – зеленая страна с яркой культурой и очень открытыми, общительными людьми. Корреспонденту “Каравана” выпала возможность пообщаться с ирландцами в самой неформальной обстановке – на настоящем балу в графстве Уотерфорд!

Но еще больше мы обрадовались встрече на ирландской земле с нашими земляками – выпускниками колледжа пилотов!

Удивляться умению ирландцев во всем идти в ногу со временем или даже опережать его можно бесконечно! Еще 20 лет назад на всю Ирландию существовали всего одна авиакомпания и три аэропорта. И летать самолетами было привилегией богатых. Достаточно скромен был и пассажиропоток: 5–6 тысяч человек в год. Но потом страна решила развивать свою авиационную отрасль. В результате сегодня национальная авиакомпания Ирландии – одна из крупных в мире. Гибкая тарифная сетка позволяет ирландцам пользоваться самолетом так же часто, как автобусом. Теперь в стране с населением четыре миллиона человек только в аэропорту Дублина – ирландской столицы – бывает до 20 миллионов пассажиров в год! Частных пилотов готовят несколько ирландских школ. И диплом пилота гражданской авиации местного колледжа высоко котируется во всем мире!

Каким образом казахстанцев занесло в Страну туманов и клевера? – спросите вы.

За подробностями мы отправились в колледж по подготовке пилотов – Pilot Training College (PTC), что находится в графстве Уотерфорд.

Плохая погода в… подспорье кадетам

Сегодня – это один из ведущих европейских тренировочных центров. Он имеет свои базы в Уотерфорде и городе Мельбурне (штат Флорида, США). Выбор солнечной Флориды в качестве базы понятен. А вот Ирландия с ее непредсказуемой погодой, постоянными туманами нам показалась, мягко говоря, не лучшим местом для обучения пилотов. По поводу частых дождей и туманов сами ирландцы шутят: мол, единственно, что мы можем гарантировать гостям в Ирландии, – это плохую погоду.

Но исполнительный директор колледжа Майкл ЛИНЧ видит в этом лишь одни плюсы. “После Флориды, где на небе редко бывают даже облака, пилоты проходят завершающее обучение в Ирландии. Они учатся летать по приборам в условиях сильной облачности и ветра, что повышает их уровень подготовки”, – говорит он.

Не просто “воздушный извозчик”

Сегодня в колледже обучаются пилоты со всего мира, в том числе казахстанцы.

База учебного заведения впечатляет! Здесь есть все, чтобы будущие пилоты постигали азы летного мастерства: собственные аэродромы, 40 современных самолетов, разнообразные тренажеры для отработки взлета-посадки, штат опытных инструкторов. Будущие летчики проходят тест на выносливость в уникальной барокамере, где их организм испытывает сильнейшие перегрузки. Кстати, на этом тренажере практикуются даже астронавты NASA!

Ноу-хау колледжа – отсутствие стандартных программ, учебная база постоянно обновляется.

“Пилот современной авиации – не просто “воздушный извозчик”, мы учим быть авиационным менеджером, чтобы летчик мог продвигаться по служебной лестнице”, – объяснил нам председатель правления PTC Майк ЭДЖВОРТ.

По словам Майка, если раньше в вузах многих стран пилоты обучались пять лет, изучали множество ненужных предметов, то в колледже этого нет. 14 месяцев интенсивного обучения, тренировочных полетов – и ты почти пилот!

Знай наших, казахстанцев!

Что такого дает обучение в этом колледже, почему ведущие авиакомпании мира отправляют сюда кадетов?

– Во-первых, наши выпускники получают лицензию европейских авиационных властей, в будущем она будет одной из лучших лицензий пилота, – продолжает Майк Эджворт. – Пилоты, которые хотят работать в Европе, обязаны иметь такой документ! Во-вторых, 70 процентов наших выпускников устаиваются на работу в течение четырех месяцев. Через год в Европе ожидается острая нехватка летчиков. Поэтому авиакомпании отправляют к нам на учебу кадетов, чтобы в будущем иметь свои кадры.

Разговорившись с преподавателями колледжа, мы узнали, что казахстанцы входят в ТОР пятнадцати процентов лучших кадетов колледжа!

– Это не лесть, ваши земляки просто очень хотят быть лучшими, они стараются изо всех сил, – с улыбкой заметила менеджер образовательных программ Шинаед О’МАРКАЙ.

Пилот – профессия вечная

А началось все в 2008 году, когда казахстанская авиакомпания “Эйр Астана” запустила уникальный проект по первоначальной подготовке пилотов Ab-initio. Он рассчитан на тех, кто считает себя прирожденным пилотом, дружит с математикой, физикой, имеет крепкое здоровье. Возрастных ограничений как таковых нет.

В истории колледжа был удивительный случай, когда на учебу пришел 17-летний ирландский вундеркинд. В 19 лет он стал вторым пилотом. При этом у парня еще не было водительских прав, а на выпускной бал, который состоялся в ночном клубе… его не пустили – не прошел возрастной фейсконтроль.

Другой пример – выпускник колледжа казахстанец Бердыхан АГМУРОВ. В 37 лет он решил поменять профессию авиадиспетчера на пилота.

Желающих парить высоко в облаках оказалось много, но только восемь казахстанцев прошли жесткий отбор и отправились на учебу во Флориду за счет авиакомпании. Завершали они обучение в Ирландии, а после – в Нидерландах, где научились управлять самолетами семейства “эйрбасов”. Первые две группы кадетов уже получили лицензии коммерческих пилотов. Сейчас в колледже обучаются еще 30 наших земляков. Среди них, кстати, есть единственная девушка из Казахстана – Полина ПАВЛОВА.

В планах авиаперевозчика – ежегодно отправлять на обучение в колледж 60 казахстанских кадетов. Как считают эксперты, такой шаг позволит восполнить дефицит летных кадров в Казахстане. К 2012 году авиаперевозчик будет нуждаться в найме 300 высококвалифицированных пилотов, и с каждым годом потребность в профессионалах будет расти.

Первым делом – церемония, а эмоции потом

Такую группу поддержки в лице казахстанских журналистов и авиаторов на торжественную церемонию вручения дипломов и выпускной бал четверка наших выпускников уж точно не ожидала! Говорят, когда увидели казахстанского космонавта Талгата МУСАБАЕВА, то даже глазам своим не поверили. Ведь не каждому пилоту выпадает честь получить диплом из рук космонавта с мировым именем!

Вручение дипломов проходило в торжественной обстановке в зале старинного замка Уотерфорда. И хотя на улице было достаточно холодно, подруги, жены, сестры, мамы выпускников оделись в открытые коктейльные платья с глубоким декольте. Лишь руки были спрятаны в меховые муфточки или шелковые перчатки.

Талгат Мусабаев горячо поздравил выпускников Айдара Жакенова, Талгата Ахметова, Романа Сулейманова, Бердыхана Агмурова.

– Когда я учился на пилота, попасть на учебу за границу было невозможно. Я рад, что мои младшие братья имеют возможность учиться в одной из лучших летных школ! – сказал казахстанский космонавт. – Вы – будущее нашей авиации.

Талгат Мусабаев пожелал будущим пилотам равного количества взлетов и посадок.

И только после торжественной части на зеленой лужайке возле замка будущие пилоты позволили дать волю эмоциям: обнимались, смеялись, позировали перед фотокамерами…

Рассвет встречали по часам

Вечером мы вновь встретились с выпускниками колледжа. Только форму пилотов они сменили на элегантные костюмы, а галстуки – на бабочки. Собравшиеся дамы щеголяли друг перед другом роскошными туалетами. Дресс-код в этот вечер обязывал иметь вечернюю прическу, красивое платье, миниатюрную сумочку, ну и само собой – звездную улыбку. После приветственного шампанского в роскошном холле с камином гости отправились в зал.

Поздравить выпускников прибыли мэр города Уотерфорда – Мэри Рош, министр транспорта Ирландии Ноэль Демпсей, первая женщина-пилот Ирландии Грайн Кронин (хрупкая, но отважная дама водит разные типы самолетов – от сверхлегкого двухместного до тяжелого гиганта “Эйрбас-330”).

Полной неожиданностью для многих гостей стали спецпризы – хрустальные кубки. Нам было приятно, что наравне с профес­сиональными пилотами, такими как Талгат Мусабаев и Грайн Кронин, кубок вручили Бердыхану Агмурову – за его упорство и целеустремленность. Видимо, руководство колледжа оценило самопожертвование Бердыхана: повинуясь горячему желанию стать пилотом, он бросил работу, оставил на время учебы на родине супругу с двумя детьми.

Бал завершился танцами. Рассвет кадеты встречали на ногах. Правда, разглядеть утреннюю зарю сквозь густой ирландский туман им не удалось – ориентировались по часам. Зато впечатления остались на всю жизнь!

Елена КОЭМЕЦ, фото автора, Алматы – Уотерфорд

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи