Опубликовано: 3000

“Машина смерти”: новые подробности

“Машина смерти”: новые подробности

Около 125 тысяч жителей Казахской ССР подверглись политическим репрессиям с 1920 по 1953 год. Из них более 25 тысяч были расстреляны. До сих пор ученые находят в архивах КНБ новые свидетельства массового террора, расстрельные списки… Ежегодно 31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий.

О том, что долгие годы оставалось в тени из самого мрачного периода нашей истории, рассказывает кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова Кайдар АЛДАЖУМАНОВ.

– В 90-е годы я был членом комиссии по изучению обстоятельств голода и причин массовых политических репрессий в Казахстане, – вспоминает эксперт. – Политические репрессии в Казахстане начались еще в 20-х годах прошлого столетия, когда членов небольшевистских партий и движений арестовали, после отпустили и взяли на спецучет. Новая власть провела крутые реформы – национализацию промышленности, конфискацию помещичьих и церковных земель, что вызвало недовольство. Я работал в архиве КНБ шесть с половиной месяцев, смотрел следственные материалы, по ним определил масштабы восстаний 30-х годов против режима, голода. В сравнении с другими республиками Казахстан пострадал больше всех. На 1 января 1930 года здесь проживало 5 миллионов 500 тысяч человек. От голода 31–36-х годов умерли 2 миллиона 200 тысяч.

Массовые репрессии начались после убийства первого секретаря Ленинградского обкома партии, члена Политбюро Сергея Кирова – его застрелили 1 декабря 1934 года в рабочем кабинете. Это квалифицировали как дело рук троцкистов, зиновьевцев… Лев Троцкий был сослан в Алма-Ату еще в декабре 1928 года. Он жил в двухэтажной вилле ниже Зеленого базара. Местное управление ОГПУ держало его под наблюдением и обеспечивало всем необходимым, например, возило на охоту в район реки Или. Он затеял переписку со своими сторонниками за рубежом и по СССР. Через год после его бурной деятельности советские руководители вывезли его в Москву, затем Одессу, после чего выслали в Турцию. В итоге он оказался в Мексике. Впоследствии в связях с Троцким обвинили всех, даже кто с ним просто здоровался.

“Имел связь с британской разведкой”

– Многих репрессированных также обвиняли в связи с иностранной разведкой. Поясните, что это значит?

– Благодаря архивным документам стало известно о планах западных держав после Октябрьской революции. Когда затеялась басмаческая война в Ферганской долине, у англичан созрел план отделить Среднюю Азию от Казахстана и создать Туркестанское государство как буферную зону между английской колонией Индией и СССР. Английская разведка работала в Кабуле. Через Афганистан англичане поставляли в Ферганскую долину оружие, деньги. А когда поняли, что СССР невозможно расчленить, это дело забросили. Во главе Туркестанского государства планировал встать лидер башкирского национального движения Ахмедзаки Валидов. Он хотел отделить восточную часть Башкирии, присоединить к Казахстану, а затем к Туркестанскому государству. Все, кто был знаком с его единомышленниками, считались врагами народа. В 37–38-е годы в обвинительном заключении известных людей писали: имел связь с заграницей, с Заки Валидовым, японскими, английскими шпионами. Но, казалось бы, где Казахстан, а где Япония? Оказывается, в Токио по инициативе Ахмедзаки Валидова существовал филиал башкирского иммиграционного движения. И когда Япония захватила Маньчжурию и часть Китая, произошли события в районе Синьцзяна, там активно работала японская разведка. Об этом знали и деятели в ОГПУ.

– Сколько женщин подверглось репрессиям?

– По спискам – около 20 процентов женщин. Одной из первых вслед за мужем была расстреляна жена казахского лингвиста Тельжана Шонанова Шахизада. Супругу Сакена Сейфуллина после его ареста и расстрела на 8 лет отправили в Карлаг, как и супругу Беимбета Майлина. Точно так же поступили с женами и других видных деятелей. Детей в основном воспитывали в детдомах.

Роль Берии в реабилитации жертв террора

– Сколько казахстанцев в итоге реабилитировано?

– Процесс реабилитации в Казахстане длился с 1956-го по 90-е годы. Основатели движения “Алаш-Орда” Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов и другие реабилитированы только в 90-е годы. Всего в СССР было расстреляно 682 тысячи человек. А сколько людей прошло лагеря!

Хотелось бы рассказать о роли наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. Еще при Хрущёве сложилось впечатление, что это преступник, разложившаяся личность, ему даже приписали несколько сотен изнасилованных женщин. Как выяснилось, начальника его личной охраны заставили сделать такие списки. К XIX съезду КПСС, который состоялся осенью 1952 года, Берия написал докладную записку о том, что в СССР тюрьмы, лагеря переполнены. Что много людей репрессировано без основания, по ложным обвинениям, которых необходимо реабилитировать.

Иосиф Сталин похоронен 9 марта 1953 года. А 12 марта Берия вновь выступает со своим докладом. В связи со смертью вождя около 1 миллиона человек в 1953 году амнистировали – это те, кто был осужден на срок до 5 лет.

Конечно, это повергло в шок Хрущёва. В 1936–1937 годах, будучи первым секретарем Московского горкома партии и Первым секретарем ЦК Компартии Украины, он сам инициировал эти репрессии, подписывал “расстрельные списки”. Он лично рекомендовал Политбюро расстрелять тысячи человек, а более 32 тысяч – отправить в лагеря. Это только по Москве. Первый секретарь ЦК Компартии большевиков Казахстана Левон Мирзоян отправил три шифровки – я их обнаружил в московском архиве. В них он предоставил рекомендацию, в которой числилось 12 500 человек, из которых следовало расстрелять 2 500 по областям и 10 тысяч по лагерям. “Расстрельные списки” на партийных работников подписывали Молотов, Ворошилов, Маленков, Микоян. В итоге Хрущёв, Маленков, Микоян и другие объединились и расправились с Берией.

– Есть ли еще казахстанцы, которые не могут отыскать следы своих родных?

– Конечно. Их родным нужно обращаться в КНБ. Если человек хочет ознакомиться со следственным делом отца, деда, прямым родственникам это разрешают. К примеру, много погибших во время Сузакского восстания 1930 года до сих пор не реабилитированы. Тогда между Туркестаном и Сузаком повстанцы устроили засаду и уничтожили красноармейский отряд. Из Ташкента прибыли 500 курсантов военной школы с переносными артиллерийскими орудиями. Они окружили поселок Сузак и начали расстрел. 394 человека были убиты. Я видел акт в архиве. Среди них опознали только нескольких руководителей восстания.

В Семипалатинской области в 1930, 1931 годах были восстания. Погибли люди, они так и не реабилитированы. Вообще, в Казахстане мы первыми провели работы по изучению обстоятельств массовых репрессий. Во всех областях у нас вышли сборники – “расстрельные списки”.

За 15 минут решалась судьба

– Какие еще малоизвестные факты вы обнаружили в архивах?

– В Президентском архиве есть папка ЦК ВКП (б), с нее сняли гриф “секретно”. Из документов я узнал следующее. Чтобы народ поверил, что среди населения есть враги народа и советская власть правильно поступает, в 1937 году на местах организовали показательные судебные процессы. Так, три дня процесс шел в Урджарском районе Семипалатинской области над его руководителями. Суд вынес решение – расстрел. В Северо-Казахстанской области – то же самое. Самый крупный судебный процесс прошел в Караганде с 16 по 22 ноября 1937 года в клубе шахты № 20 над руководителем области Абдуллой Асылбековым и другими. Туда заводили рабочих шахты, колхозников, которые кричали: “Смерть врагам народа!”. На улице организовали митинг. Председателя горисполкома Каркаралинска Жумабека Баймулдина осудили на 20 лет.

В 90-е годы я записывал интервью с бывшим секретарем Карагандинского обкома партии по идеологической работе Бекбулатом Мустафиным. Он был осужден на 20 лет. Рассказал, что вышел из лагеря в 1956 году и однажды в Алма-Ате встретил на улице Жумабека Баймулдина. Спросил его, почему они тогда соглашались на суде со всеми обвинениями да еще и наговаривали на себя? Говорит, в ответ Жумабек заплакал. Рассказал, как показной суд репетировали три раза, словно спектакль. На генеральную репетицию прибыл второй секретарь ЦК Компартии Казахстана Садык Нурпеисов. Он сидел за ширмой. Перед этим каждому обвиняемому положили в карман путевку о том, что они назначены директорами совхозов в Сибири. Люди поверили и подыграли. Но это был обман…

В ноябре 1937-го народный комиссар внутренних дел КазССР Лев Залин написал в Москву, что в Казахстане раскрыта большая контрреволюционная группа. Из Москвы прибыли дивизионный военный юрист А. Горячев, два его помощника и секретарь. В Уральске они пробыли три дня, ежедневно выносили 50–55 приговоров – расстрел. То же самое произошло в Актюбинске, Шымкенте. В Алма-Ате он находился 14 дней. Я сам читал листы обвинительных заключений. В них, например, говорится: судебный процесс начался в 14.15, завершен в 14.30. За 15 минут решалась судьба человека….

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи