Опубликовано: 3600

Марат АБЫКАЕВ. Жаркий Новый год на “Дакаре”

Марат АБЫКАЕВ. Жаркий Новый год на “Дакаре”

В пустынях Африки и Южной Америки по традиции встретят Новый год наши автогонщики. В это время проходят знаменитые ралли “Дакар-2015” и “Африка Эко Рейс”. Чем отличаются гоночные машины от обычных? Как Новый год отмечают на “Дакаре”? Какие испытания должна выдержать техника. Об этом “КАРАВАНУ” рассказал президент Федерации автоспорта Казахстана Марат АБЫКАЕВ.

Через три страны

– Каким будет “Дакар-2015”? Кто на этот раз решил проверить себя самой известной внедорожной гонкой?

– Ралли-марафон стартует 4 января и продолжится до 17 января. Это уже 37-я по счету гонка. 30–31 декабря 2014 года пройдет выгрузка машин и вспомогательной техники в Аргентине. С 1 по 3 января состоятся административные и технические проверки. Старт ралли будет дан в Буэнос-Айресе, там же через 13 дней “Дакар” и финиширует. Общая протяженность марафона – 9 тысяч километров. Бивуаки этой самой известной внедорожной гонки в мире разбиты в 12 городах Аргентины, Чили и Боливии. Состав участников объявлен заранее. Их – 665, самому молодому – 18 лет, самому старшему – 73. На ралли заявлены 138 внедорожников, 64 грузовые машины, 164 мотоцикла и 48 квадроциклов. Всего – 414 автомобилей.

– В каких классах машин на “Дакаре” будет представлен Казахстан?

– На “Дакар” едет команда “Астана” во главе с Артуром Ардавичусом. Мы выставляем 4 автомобиля. Один – грузовой. Это будет “Татра”. Поведет ее Ардавичус. Плюс два джипа категории Т-1. Это специально подготовленные прототипы джипов. Еще одну машину заявляем в категории Т-2. Это практически стандартный автомобиль.

– Примерно в те же сроки пройдет другой ралли-марафон – “Африка Эко Рейс”.

– Он стартует 27 декабря на юге Франции в городе Сен-Сиприен. Затем на пароме участники вместе с техникой прибудут в Надор (Марокко), и двинутся по пути “старого “Дакара” – по территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Финиширует гонка в городе Дакаре на Розовом озере. Всего – 12 этапов общей протяженностью 6 тысяч километров. От Казахстана здесь выступят четыре машины: три в категории Т-1 и одна – в Т-2, а также мотоциклист Вадим Притуляк.

Машины для бездорожья

– Чем джипы категории Т-1 отличаются от серийных моделей?

– Категория Т-1 включает в себя автомобили свободного класса, которые могут выглядеть как угодно. В основном внешний вид машинам придают такой, как этого желает спонсор команды. От стандартного автомобиля там практически ничего не остается. Если снять, к примеру, внешний обвес машин, посторонний человек никогда не сможет сказать, какой она марки, и даже не назовет фирму-производителя.

– Что делается для усиления таких машин?

– Там все специально подготовлено для гонок в условиях тяжелого бездорожья. В машину устанавливается форсированный мощный двигатель, дорабатываются элементы подвесной системы – ставят мощные амортизаторы, пружины, рычаги. Усиливают несущую раму кузова. В салоне – специальные гоночные кресла для водителя и штурмана, ремни безопасности. Изнутри кузов укрепляют каркасом – если машина завалится на бок или, того хуже, перевернется, его задача – спасти жизнь экипажа. Каркас не должен дать кузову смяться.

– А какие технические примочки допускают в катего­рии Т-2?

– Это обычные машины, в них нельзя менять почти ничего. Есть такая толстая книга FIA – Международной федерации автоспорта. В ней прописаны все правила, указаны все требования к автомобилям различных категорий, какие детали можно менять, какие – нет. В категории Т-2 можно менять амортизаторы с пружинами, установить специальный противопожарный топливный бак, ремни, спортивные сиденья и противопожарную систему. Вот и все.

Что должна выдержать техника

– Что в условиях пустыни приходится выдерживать и технике, и людям?

– Это спортивное состязание, всегда что-то случается. Есть ситуации интересные, бывают даже трагические. Такие гонки всегда связаны с большим риском. Расстояния – очень большие, спецучастки – от 150 до 800 километров. Учтите, что эти расстояния гонщики преодолевают не в прогулочном, а боевом режиме. Кроме того, есть еще перегоны – либо по асфальту, либо по легкому бездорожью. Общая протяженность их доходит до тысячи километров. Причем эти перегоны спортсмены должны преодолеть, соблюдая правила дорожного движения, принятые в каждой из стран, по территории которых проходит маршрут. При этом уложиться в положенные нормы времени. А если с машиной что-нибудь случиться, то помощи ждать неоткуда.

– Как же так, а механики?..

– Механики имеют право устранять неполадки в машинах только на бивуаке в лагере. На перегонах и спецучастках они это делать не должны. Спортсмены весь день мчатся по бездорожью, потом приезжают в лагерь и, прежде чем отдыхать, должны сделать “домашнее задание” – подготовиться к следующему дню по маршруту, передать информацию о машине механикам, чтобы те знали, какие замечания были по двигателю, ходовке или другим агрегатам автомобиля, и смогли их устранить.

Старт для автомобилей – в 7 утра, для мотоциклистов – в 5 утра. И “Африка Эко Рейс”, и “Дакар” проходят две недели – это длинный, изматывающий марафон. Механикам тоже непросто. Ведь нагрузка на машины – сумасшедшая. Им приходится ремонтировать их всю ночь. А утром они выезжают и весь день добираются до другого лагеря. И так изо дня в день.

– Выходных на “Дакаре” нет?

– Есть только один день отдыха: 10 января – для участников, выступающих на мотоциклах и квадроциклах. Те, кто поедет на автомобилях и грузовиках, будут отдыхать 12 января.

Не до Снегурочек

– Вы бываете на каждом “Дакаре”?

– Нет, был в 2012 году. Тогда Артур Ардавичус в классе грузовиков занял на КамАЗе 3-е место. Это лучший результат выступления казахстанцев на “Дакаре” за все годы. Вообще, так получилось, что больше я находился в Африке.

– Отмечали ли на этих жарких пустынных гонках Новый год?

– Праздника как такового не было. На “Дакаре”, помню, организаторы приготовили праздничный ужин. Но это только так называлось – обычная еда, более праздничная обстановка. Обычный спортивный день со стартами и финишами. Ведь никаких отклонений от графика не должно быть.

– И неужели никаких атрибутов новогоднего праздника?

– Если вы про елку, то ее не было. Организаторы нарядили Деда Мороза и Снегурочку, поздравили. Символически. Ведь и гонщики, и обслуживающий персонал едут на “Дакар” не отдыхать, а выкладываться на все сто процентов в бешеном ритме. Поэтому совсем не до развлечений. Представьте, что вы проехали просто по гладкому асфальту 800 километров – как будете себя чувствовать? А гонщики мчатся по бездорожью на предельной скорости, они сверхнапряжены. Люди приехали к праздничному ужину страшно уставшими, им уже было не до Снегурочек. Поели, немного посидели – и спать. Ведь завтра подъем чуть свет и снова гонка.

Казахстан на старте

На “Дакаре-2015” выступят четыре казахстанских экипажа.

* Класс грузовики, стартовый номер – 515, автомобиль – “Татра”. Состав: Артур Ардавичус (Казахстан, родился 5 мая 1971 г.), Алексей Никижев (Казахстан, 22 сентября 1973 г.), Даниель Козловский (Чехия).

* Класс внедорожники, стартовый номер – 329, автомобиль – “Мини”. Состав: Айдын Рахимбаев (Казахстан, 20 сентября 1972 г.), Антон Николаев (Россия).

* Класс внедорожники, стартовый номер – 340, автомобиль – “Тойота”. Состав: Бауыржан Исабаев (Казахстан, 5 октября 1972 г.), Владимир Демьяненко (Россия).

* Класс внедорожники, стартовый номер – 392, автомобиль – “Нисан”. Состав: Денис Березовский (Казахстан, 24 декабря 1972 г.), Игнат Фальков (Казахстан, 4 августа 1984 г.).

Достижения “Астаны”

На ралли “Дакар” гонщики команды “Астана” выступают четыре года

2011 год. Класс грузовики (Ардавичус, Березовский, Жалымбетов) – 8-е место, время – 59 часов 38 минут 39 секунд.

2012 год. Класс грузовики (Ардавичус, Кузьмич (Россия), Турлыбаев) – 3-е место, время – 47 часов 08 минут 32 секунды. Класс – внедорожники (Березовский, Никижев) – 68-е место, время – 108 часов 33 минуты 43 секунды.

2013 год. Класс внедорожники (Исабаев, Югай) – 63-е место, время – 68 часов 27 минут 44 секунды.

2014 год. Класс грузовики (Ардавичус, Никижев, Капланек (Чехия) – 14-е место, время – 70 часов 36 минут 39 секунд. Класс – внедорожники (Рахимбаев, Демьяненко (Россия) – 17-е место, время – 63 часа 17 минут 58 секунд. Класс – внедорожники (Березовский, Фальков) – 37-е место, время – 80 часов 10 минут 02 секунды. Класс – внедорожники (Исабаев, Ашимов). Результат: сошли после первого этапа.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи