Опубликовано: 1900

Мамалыга и ананас

Мамалыга и ананас

Для нас это выглядит непривычно, но в каждом дворе небольших городов южной Украины и Молдавии под кукурузу заняты минимум 3–4 сотки земли. Такие городки могут обеспечивать себя продовольствием сами. Здесь кукуруза – царь и бог. В свое время генсек КПСС Никита Хрущев хотел накормить страну именно кукурузой. Но так и не смог этого сделать.

Вообще кукуруза особенно распространена в 4 регионах мира. В обеих Америках, Средиземноморье, Африке и странах, которые раньше входили состав Османской империи. Про Америки понятно – это родина злака. Средиземноморье и Африка – лучше всего подходят по климату. Но Османская империя?

В кухнях народов, населявших эту империю, кукуруза – бесспорный гастрономический лидер. Трудно поверить, что из золотистых початков можно приготовить столько всего съедобного и вкусного. В любом ресторане где-нибудь в Румынии, специализирующемся на национальной кухне, предложат кукурузные салаты, супы, лепешки, пироги. И, само собой, мамалыгу – густую кашу из кукурузной муки, которую подают с маслом, кислым молоком, рыбой или чем угодно еще. В холодном виде она еще и хлеб заменяет.

В Хорватии эта каша называется полента, в Словении – жганцы, в Сербии – качамак. У украинских гуцулов – бануш или токан. В осетинской кухне – дзыкка. У грузин кукуруза идет на хлеб и лепешки – мчади, в Чечне это сискал. Даже в Египте есть свой пирог из кукурузной муки, но с ананасами. Все это наследие экономической политики Османской империи.

Одна из причин такого распространения в том, что турки не брали налог с кукурузы. При том что система налогообложения в Османской империи была более развитой и сложной, чем во многих европейских странах. Устойчивое пополнение бюджета позволило империи пережить все потрясения XVIII и XIX веков. Просто так выкинуть такую культуру из налогооблагаемой базы местные финансисты никак не могли.

Судя по всему, турки намеренно насаждали кукурузу на своих землях. Она дает больший урожай, чем привычная пшеница, хотя и требует большего труда. За счет этого в зерне кукуруза дешевле, чем другие злаки. Постепенно она стала основной пищей египетских, румынских, грузинских, сербских, иранских крестьян, значительно удешевив их питание. За счет этого турки повысили товарность пшеницы, став одними из основных экспортеров хлеба в Средиземноморье.  

С точки зрения развития экономики ход был очень логичным: есть экспортный товар, который приносит стране валюту, и есть его заменитель, который может накормить страну.

Необходимо поддержать развитие замещающей культуры, то есть кукурузы. Для этого налог снижается или снимается вообще. Но налог с определенной области взимается или деньгами, или приоритетной культурой. В данном случае – пшеницей.

Сегодня в Казахстане происходит примерно то же самое: министерство сельского хозяйства посчитало, что нужно отходить от монокультуры – пшеницы. Взамен Астана предлагает переходить на технические культуры – кукурузу, рапс, сахарную свеклу или вообще выращивать овощи.

С точки зрения министерства все правильно: пшеница в зерне – товар слишком дешевый. Всего 200 долларов за тонну. Технические культуры дают выход в 5–10 раз больше. Но и обслуживание их тоже значительно дороже. Однако и денег крестьянам никто не дает. Вот и сеют они по привычке хлеб, лишь бы свести концы с концами.

Турки сняли налоги с кукурузы вполне сознательно. Еще 300 лет назад. Трудно поверить, что современные чиновники не придумали что-то новое.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи