Опубликовано: 1800

Люди с неограниченными возможностями

Люди с неограниченными возможностями Фото - Тахир САСЫКОВ

В прошлую пятницу в Алматы впервые в истории страны стартовал необычный велопробег – 9 велосипедистов, среди которых двое незрячих и четверо слабовидящих, отправились на своих “двухколесных конях” в Астану. Участники проекта “2 Столицы” намерены покорить более 1 200 километров за 10 суток. “КАРАВАН” проехал со спортсменами небольшой отрезок пути, чтобы понять, что и кому хотят доказать эти молодые люди

с неограниченными возможностями.

В добрый путь

Со спортсменами мы договорились встретиться на четвертый день в Карагандинской области. Велосипедистов сопровождают автомашина дорожно-патрульной службы и три внедорожника коллег и друзей – группы техподдержки и медиков.

– Каждый день мы проезжаем по 110–120 километров, – рассказывает на привале капитан спортсменов, один из инициаторов проекта Бахтияр БАЗАРБЕКОВ. – Спим в поле: разбиваем палаточный лагерь – у нас есть карематы и спальные мешки, они и служат нам кроватями. Готовим себе еду, ужинаем, потом ложимся спать. Еды хватает и на обед следующего дня, в остальное время перекусываем, пьем чай. Утром просыпаемся примерно в 6 часов, делаем зарядку и после завтрака выдвигаемся в путь. До обеда без остановки около 3 часов едем со средней скоростью 20–30 километров в час. После обеда обязательный часовой отдых для восстановления сил, а затем опять 3–4 часа езды.

По “невелосипедной” дороге

Участник велопробега, марафонец Данияр Базарбек рассказывает, что в 110 километрах от Алматы за поселком Курты всей команде пришлось пересесть в автомашины – дорожное полотно было очень плохим – и проехать с закрепленными на крышах сопровождавших авто велосипедами около 230 километров. Однако после жамбылского поселка Бурылбайтал они опять пересели на велосипеды.

В одной связке

В середине колонны на специальных двойных велосипедах, тандемах, передвигаются двое незрячих – 22-летний Ильяс Фаткулин и 34-летний Кенжегул Сейтжан. Их места в тандеме – сзади, а спереди ими управляют пилоты Жанболат Бакаев и Дамир Бейсенбеков. Пассажиры тандема – так называют сидящих сзади – держатся за руль и крутят педали. Пилот отвечает за всё – тормоза, переключение скоростей, выдержку баланса, иначе опрокидывания не избежать.

– Пилот – глаза и руки экипажа, – рассказывает Жанболат Бакаев. – Мы объезжаем ямы, кочки, во время движения уже почти без слов понимаем друг друга. Нам приходится принимать потоки ветра на себя, к тому же из-за большого веса тормозной путь тандема увеличивается, это тоже приходится учитывать, если надо экстренно остановиться.

– Первые 3 дня психологически и физически было сложно, – рассказывает на остановке Кенжегул Сейтжан. – А сейчас уже вошли в колею. Вчера, например, перевыполнили дневной план и идем чуть-чуть быстрее графика. Ночью, правда, замерз, пришлось надеть всю одежду. Велопробег “2 Столицы” для меня – вызов самому себе. Также я хочу бросить клич ребятам, которые лежат в четырех стенах: “Друзья, у вас нет ограничений, слепота – это не диагноз, это просто другой уровень возможностей, другое осязание мира. У нас множество физических, моральных, психологических возможностей. И надо их использовать”.

Среди вызвавшихся покорить эту дистанцию – председатель общественного объединения “Равный – Равному” Сагынгали Елькеев, а также Канат Ермекулы и Мусрят Еликбаев.

Хороший тыл – залог победы

Больших эксцессов в дороге, к счастью, не было. Талгату Сагымбаеву, тренеру по оказанию первой помощи из общества Красного Полумесяца, откликнувшемуся на призыв поучаствовать в проекте, всего несколько раз пришлось применить свои знания – пару раз останавливать носовое кровотечение, обрабатывать царапины и смазывать ладони велосипедистов, чтобы предотвратить мозоли.

Поддержку оказали и другие волонтеры, среди которых алматинская семейная пара Чернобаевых – Константин и Светлана, вызвавшиеся сопровождать велосипедистов до Астаны. Большой любитель велоспорта и путешествий Константин предусмотрел в дорогу все необходимое – газовую горелку, небольшой холодильник, несколько комплектов раций, генератор для зарядки телефонов, фонарей, батареек, набор для мелкого ремонта велосипедов. А экипаж двух других внедорожников – волонтеры Шахбоз Турганов, Еркебулан Оразбаев и Магжан Акан – помогают и в движении – передают спортсменам напитки, витамины, подбадривают, а на привалах установят палатки, сварят ужин.

Трудности пробега

– Первому в колонне тяжелее ехать – ему приходится разрезать поток ветра, несмотря на то, что идущая впереди машина создает вакуумную трубу, – делится ощущениями Бахтияр Базарбеков. – Вдоль западного побережья Балхаша были затяжной подъем и сильный ветер. Приходилось ехать со скоростью 7–8 километров в час. Бывало, что из-за ветра с такой скоростью и на спуск ехали. Во время езды очень сильно устают мышцы бедер и икры. Неровности дорожного полотна мы хорошо ощущаем, они передаются в тело через руль и сиденье (улыбается).

Поддержка Винокурова

Бахтияр рассказывает, что в апреле этого года он участвовал в Алматинском марафоне и пробежал всю его дистанцию – 42 километра 195 метров. После этого у него появилась идея провести велопробег в Астану. Одна из целей этого проекта – популяризация здорового образа жизни. Также своим личным примером ребята хотят показать многим людям с ограниченными возможностями, что при желании можно многое сделать:

– Начали готовиться несколько месяцев назад, – рассказывает капитан команды. – В неделю по одному разу ездили на велосипедах в Капшагай, не раз доезжали и до Талдыкоргана. Нам очень помогли Фонд имени Александра Винокурова – подарили экипировку, комплекты для ремонта и один велосипед, Казахстанская федерация велоспорта, многие частные компании и предприниматели. По пути после Балхаша мы намерены заехать в Темиртау, Караганду, где нас ждут друзья – представители общественных объединений инвалидов. Мы хотим, чтобы они увидели и услышали нас и в их сердцах что-то обязательно изменилось.

Богатого душой не обворуют

Капитан команды говорит, что в будущем он хочет провести имиджевый велопробег и по зарубежью. Для чего необходимы поддержка, ресурсы и хорошее спортивное оборудование. Он надеется, что найдет понимание у спонсоров.

– Те люди, которые нас поддержали, – реализовали свой человеческий, гражданский долг, – рассказывает Бахтияр. – Мы до каждого донесли идею пробега, и если нам удавалось достучаться до сердец, то они нас поддерживали осознанно. Когда я провожу различные мероприятия, обязательно прошу спонсоров поучаствовать в них. Например, если мы помогаем детям, будет хорошо, если они придут, посмотрят на них, обнимут. Потому что, если спонсор просто подписал бумажку и выделил деньги, а потом увидел или не увидел фотоотчет, это совсем другое. Если человек в материальном плане состоятельный, то всегда найдется и побогаче. А духовное богатство никто у тебя не заберет – оно в твоей душе, и его не бывает мало. Когда ты переполнен эмоциями, чувствами – ты счастлив. Ради чего еще жить? Вроде расходы – отдаешь ведь, а становишься богаче. И поэтому очень важно запускать проекты такого масштаба, они важны и для человека в частности, и для нашего общества в целом.

P. S. Когда верстался номер, участники веломарафона прибыли в Темиртау. До финиша им осталось около 190 километров.
Балхаш – Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи