Опубликовано: 5354

Люди и обезьяны. Экономика за стеклом

Люди и обезьяны. Экономика за стеклом

Слишком умные экономисты в своей работе обычно используют множество математических формул. И со стороны кажется, что экономика – сплошная математика. На самом деле экономика – это психология. Вернее, психология принятия решений. А формулы нужны только для описания действий множества людей, каждый из которых принимает какое-то стандартное решение. Если принять это так, то понять, как работает экономика, может каждый. Ведь у

всех нас есть мало-мальский опыт общения с другими людьми.

Принимать же решения могут все. Даже животные. И если их поместить в среду, похожую на человеческое общество, то и они будут действовать по нашим правилам. Американские ученые из Йельского университета провели эксперимент по введению “трудовых” отношений в стае капуцинов. Они придумали для обезьян “работу” и универсальный эквивалент – деньги. Работа состояла в нажатии на рычаг с усилием в 8 килограммов – для некрупных обезьян это настоящий малоприятный труд.

За каждое нажатие рычага обезьяна получала кисть винограда. Как только капуцины усвоили простое правило “работа – вознаграждение”, им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного “номинала”. За белый жетон можно было купить у людей одну кисть винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за десять минут нажать на рычаг 185 раз! Другие предпочитали рэкет и отнимали деньги у остальных. Но главное – у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны, – жадность, жестокость, подозрительность и ярость в отстаивании своих денег.

Затем капуцинам дали право выбора – кислое яблоко или кисть сладкого винограда. За оба “товара” просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на виноград поднялась вдвое. После долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом. Был запущен процесс цено­образования.

После этого одна из обезьян совершила первое “ограбление банка”: она проникла в помещение, где хранилась коммунальная касса, и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее добычу.

Затем появились фальшивомонетчики. Однажды ученые нарезали из огурца похожие на монету кружки. Сначала капуцин начал их жевать, но потом попытался купить на “фальшивые” деньги товар повкуснее.

Прошло еще несколько дней, и капуцины открыли феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали: влюбился и сделал подарок. Но нет, “девочка” вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку и купила виноград.

Все эти модели поведения характерны и для человека. Если бы общество капуцинов было больше, то вполне могли появиться и более сложные формы организации и специализации. Только тогда и понадобились бы математики с их сложными формулами. И в отличие от обезьян мы способны сами изучать себя и принимать решения, выгодные для нас, например, в будущем, но не сейчас. А значит, мы можем формировать наш рынок так, как нужен он нам, а не тем, кто пытается нами манипулировать.

Алматы

Загрузка...

X Закрыть